«Наваррский король» французской виолончели

Дата публикации: 13 октября 2021

Искусство игры на виолончели в прошлом веке прославили такие величайшие исполнители, как россиянин Ростропович, испанец Казальс, англичанка Дю Пре и многие другие. Благодаря им она стала таким же важнейшим сольным инструментом на концертной эстраде, как скрипка и рояль. Многие авторы стали специально для нее создавать свои произведения, что раньше происходило далеко не так часто. Например, гениальный Моцарт не написал ни одного такта для солирующей виолончели, хотя у него целых 27 фортепианных и 5 скрипичных концертов, не говоря уже о множестве других сочинений для этих инструментов — сонат, вариаций.
ХХ век существенно обогатил виолончельный репертуар шедеврами таких знаменитых композиторов, как Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Бриттен и многих других. Их творения теперь постоянно звучат в концертах наравне с работами великих классиков — Баха, Гайдна, Бетховена, Шумана и других. И все это произошло прежде всего из-за резкого взлета исполнительского мастерства десятков и сотен замечательных виолончелистов из многих стран, способствовавших значительному расширению слушательской аудитории и повышению интереса и внимания к этому инструменту не только со стороны публики, но и талантливой молодежи, которая стала гораздо чаще выбирать его в качестве предмета для приложения своих творческих сил. Видное место в этом ряду занимает и Андре Николя Наварра. 13 октября исполняется 110 лет со дня рождения этого замечательного французского виолончелиста.
Он родился на юго-западном побережье Франции, в небольшом приморском городке Биаррице, около самой границы с Испанией, по одну сторону которой — Бискайский залив и французская Гасконь, родина д’Артаньяна, по другую — Пиренеи и бывшее королевство, а ныне просто испанская провинция Наварра, откуда и фамилия музыканта. Правда, произносится она у него по-французски, с ударением на последний слог. В этом курортном местечке, знаменитом своими песчаными пляжами и теплым ласковым морем, любили отдыхать многие известные люди. Здесь бывали Чехов, Блок, Набоков, имела свою виллу последняя императрица Франции Евгения, а ее муж Наполеон III вел там переговоры с Бисмарком.
Родители Андре были музыкантами, его отец играл на контрабасе, что и предопределило жизненный выбор сына. Уже в 7 лет он осваивает виолончель, а в 9 поступает в консерваторию Тулузы, ближайшего к ним крупного города, и успешно заканчивает ее через 4 года, получив за свою игру первую премию. Еще быстрее, всего за 2 года, он оканчивает затем Парижскую консерваторию, и тоже с отличием. Так что в 15 лет Наварра завершает свое профессиональное образование и дальше совершенствуется самостоятельно, изучая технику скрипичной игры и перенося ее приемы на свой инструмент.
Постепенно молодой гасконец, подобно своему легендарному земляку, покоряет столицу Франции, где знакомится с ведущими музыкантами и композиторами Парижа — Тибо, Корто, Онеггером, дружит и консультируется с испанским виолончелистом Казальсом, играет в струнном квартете и фортепианном трио, наконец — в 20 лет -дебютирует с Парижским симфоническим оркестром Колонна исполнением виолончельного концерта Лало. О растущей известности Наварра свидетельствует победа на международном конкурсе в Вене, посвященном 125-летию Венского музыкального общества. Карьера музыканта стремительно идет в гору, он гастролирует по всей Европе, выступает с различными оркестрами и дирижерами, но все это прерывает Вторая мировая война.
Андре призывают в армию, где он служит в пехотных войсках до 1945 года, и только тогда, после 6-летнего перерыва, вновь возвращается к музыке. Вскоре он становится профессором своей парижской альма-матер, сменив в этой должности другого знаменитого французского виолончелиста — Пьера Фурнье. В это же время он начинает преподавать и в других учебных заведениях не только Франции, но и за ее пределами — в Италии, Англии, Австрии, а рядом со своим родным городом, в живописном местечке Сен-Жан-де-Люз, регулярно проводит мастер-классы для молодых музыкантов.
Он также много гастролирует по всему миру, в том числе и в СССР, активно записывается на пластинки. Среди его записей виолончельные концерты Шумана, Дворжака, Сен Санса, Элгара, камерные произведения Баха, Шуберта, Боккерини, Фальи и других композиторов. За свою успешную плодотворную деятельность Наварра удостаивается многих престижных премий и наград, в частности, национального ордена Почетного легиона. Ему посвящают свои произведения Жоливе, Томази и другие современные авторы. Он до конца жизни сохранял бодрость духа и прекрасную физическую форму, превосходно плавал, поскольку вырос на берегах Атлантики, и был к тому же отличным боксером. Скончался музыкант в итальянской Сиене, где преподавал до самых последних дней, а похоронен, где и родился — недалеко от родного Биаррица, в департаменте Ланды на юго-западе Франции.
Текст — Анатолий Лысенков

Последние события

Шорт-лист премии «Чистый звук»

Опубликован короткий список участников Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук, учреждённой Российским музыкальным союзом.

Новый образовательный проект для молодых исполнителей

Ольга Любимова и Хибла Герзмава обсудили образовательный проект для молодых исполнителей. Курс рассчитан на 1,5-2 месяца интенсивной подготовки. По окончании курса планируется концерт или спектакль.

Конкурс-фестиваль «Дорога на Ялту» пройдёт в Москве

VII Международный музыкальный конкурс-фестиваль «Дорога на Ялту» пройдет в Москве с 28 апреля по 1 мая. Вокалисты из 15 стран исполнят песни о Великой Отечественной войне в год 80-летия Победы.

Поиск по сайту