Радио «Орфей» получило премию «Чистый звук»

Дата публикации: 6 сентября 2021

В минувшую пятницу, 3 сентября, в московском театре «Школа современной пьесы» прошла вторая церемония вручения международной премии «Чистый звук», присуждаемой за лучшие аудиозаписи произведений российской академической музыки. Премия учреждена в 2019 году по инициативе Российского музыкального союза (члена Международного Музыкального Совета в статусе Национального Музыкального Совета России). Радиостанция «Орфей» является партнером премии с момента её основания. В октябре 2019 года в Московском театре «Новая опера» имени Евгения Колобова состоялась первое награждение лауреатов. Напомним: релиз радио «Орфей» «Неизвестный Мосолов» с первыми в истории записями нескольких сочинений гения русского авангарда (один из выпусков нашего проекта «Возрождаем наследие русских композиторов») получил тогда третью премию в оркестровой номинации. С тех пор известность и престиж премии «Чистый звук» существенно выросли: в этом году на конкурс было прислано свыше 150 заявок, а в шорт-лист вошли 40 лучших аудиозаписей.
Генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра и радио «Орфей» Ирина Герасимова — член жюри финального этапа премии. Кроме неё, представленные релизы оценивали известные в стране и мире композиторы, исполнители, продюсеры, звукорежиссеры, музыкальные деятели: Михаил Брызгалов, Александр Чайковский, Даниил Крамер, Дмитрий Сибирцев, Мария Соболева, Юлиан Макаров, Андрей Малютин, Роман Минц, Оливер фон Дохнаньи, Кристиан Хеппнер, Эрдо Грут. Премии присуждались в восьми номинациях:
Опера;
Хоровые произведения;
Оркестровая музыка;
Камерная вокальная музыка;
Камерная инструментальная музыка (ансамбль);
Камерная инструментальная музыка (соло);
Реставрация;
Смешанная номинация.
Церемонию награждения лауреатов вели Юлиан Макаров и Екатерина Мечетина  — блистательный дуэт, с честью и юмором выходивший из непредвиденных ситуаций, которые нередко случаются в ходе вручения премий. А Екатерина проявила себя не только как обаятельная и харизматичная ведущая: не забывая о своей основной профессии, она исполнила несколько номеров музыкальной части торжественного действа — и соло, и в составе ансамблей. Кстати, в ходе вечера звучало много прекрасной музыки: романс Римского- Корсакова, Вокализ Рахманинова, песня Таривердиева, серенада из оркестровой сюиты Чайковского. Были также исполнены премьеры новых сочинений. Основную нагрузку в музыкальных интермедиях взял на себя яркий камерный коллектив, существующий всего несколько лет: Open Sound Orchestra во главе с дирижёром Станиславом Малышевым.
Полный список победителей и призеров можно найти в публикации ТАСС.
Для нас же особенно важно и ценно то, что в оркестровой номинации на сей раз победил релиз нашей радиостанции: запись неизвестных произведений выдающегося русского композитора ХХ века Леонида Половинкина, осуществлённая симфоническим оркестром радио «Орфей» под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Сергея Кондрашева. Звукорежиссёром записи выступил наш давний партнёр, мэтр и настоящий кудесник своей профессии — Александр Волков. Релиз сочинений Половинкина — это проект из серии «Возрождаем наследие русских композиторов», реализуемой нами при финансовой поддержке крупной российской энергетической компании ЮНИПРО, и лично ее директора Максима Геннадиевича Широкова. В ходе работы над этим выпуском проекта сделаны настоящие музыкальные открытия мирового уровня: обнаружены и отредактированы автографы трёх произведений Леонида Половинкина из симфонического цикла «Телескопы», а также его «Пролога», «Увертюры» и «Симфонического этюда». Записи всех названных сочинений на цифровые носители были осуществлены впервые в мире. «Пролог» ор.17 (1925) сочетает черты позднего романтизма с пульсом, нервом нового времени. В музыке пьесы, наполненной визуальными ассоциациями, отчётливо слышится дыхание двадцатого века, драматизм общественных катаклизмов, войн и революций. «Симфонический этюд» ор. 34 (1927-28) — квинтэссенция стиля Половинкина 20-х годов. Он захватывает слушателей причудливыми сменами ритмов и настроений, позитивной энергией, пульсацией, яркими пластическими образами.
В середине 20-х годов композитор приступает к своему монументальному циклу «Телескопы», объясняя: «Телескоп — это очень современно. В телескоп можно увидеть то, что не видно невооружённым глазом. Это — самое лучшее приспособление для нашего времени».
В релиз радио «Орфей», номинированный на международную премию «Чистый звук», вошли «Телескопы» I (1926), II (1928) и IV (1934). Увы, «Телескоп III» нам обнаружить пока не удалось. Возможно, исследователям повезет в будущем. Каждая из пьес цикла — веха в истории русского симфонизма. Так, «Телескоп II» поражает открытиями и в образной сфере, и в области музыкальной фактуры и оркестровки. Колышащаяся тембровая масса в начальном эпизоде — настоящий прорыв Половинкина, прием, заново открытый авангардом второй половины века. Образность пьесы — загадка, тайна, вглядывание в далекие времена и пространства. В музыке, с её зловещим, варварским характером слышатся мощь, стихия, шествия больших масс людей. «Телескоп II» был очень популярен на рубеже 1920-х — 30-х годов, он принёс автору известность и славу на родине и на Западе. В 1930 году партитура была напечатана параллельно в Москве и Вене. Правда, вслед за этим последовали разгром Ассоциации современной музыки, куда входил Половинкин, ожесточённая травля композитора и запрет на исполнение и издание его сочинений. В такой обстановке, практически «в стол», без надежды на исполнение, Половинкин пишет двухчастный монументальный «Телескоп IV» (1934). Это музыка катастрофы, общественной и личной, точный, смелый и беспощадный диагноз тогдашней эпохе. Стиль этого произведения резко индивидуален, оно стоит особняком в советской музыке 30-х годов. Его напряженная, гнетущая атмосфера в чем-то близка эмоциональному накалу и фантасмагории фильмов Альфреда Хичкока. Женский вокал без слов, возникающий по ходу развития, в коде «Телескопа IV» превращается в жуткий вопль на фоне воющей сирены. Трудно даже представить, чтобы кто-то решился в те времена исполнить подобную музыку.
Сегодня историческая справедливость восстановлена, авторские партитуры симфонических пьес Леонида Половинкина не только найдены в архивах, записаны Симфоническим оркестром радио «Орфей» и изданы на диске — они оценены по достоинству профессиональным сообществом. Именно так можно расценивать присуждение этому релизу нашей радиостанции главной награды в оркестровой номинации международной премии «Чистый звук» 2021 года.
Роман Берченко

Последние события

Концерт ко дню рождения маэстро Канторова

«Король вальсов Петербурга» Александр Канторов отметит день рождения концертом в Петербургской филармонии. 6 апреля в исполнении оркестра «Классика» прозвучит музыка Исаака Дунаевского.

Орган, хор и музыка Филипа Гласса

Фестиваль Sound Up открывает новый сезон в Москве. 23 апреля в Кафедральном соборе Петра и Павла состоится российская премьера сочинения Филипа Гласса для хора и органа.

Большой праздник импрессионизма

Мир начал отмечать 150-летие импрессионизма. Проект парижского музея Орсе посвящён самой первой выставке художников-новаторов, состоявшейся в апреле 1874 года на бульваре Капуцинок.