Выдающийся интерпретатор музыки Баха

Дата публикации: 15 октября 2021

Органиста, клавесиниста и дирижёра Карла Рихтера причисляют к выдающимся интерпретаторам музыки Баха. Артист сделал простую и одновременно гениальную вещь — лишил надуманного пафоса произведения своего великого соотечественника и посмотрел на его творчество глазами современного человека. 15 октября исполняется 95 лет со дня рождения исполнителя.
Согласно энциклопедии «Music Geschichte und Gegenwart» («Музыка в прошлом и настоящем»), протестантская церковная музыка в долгу перед органистом церкви Святого Марка Карлом Рихтером за «образцовую работу с музыкой Баха, которая была важной частью музыкальной жизни в Мюнхене и помимо церкви». Высказывание напрямую указывает на достижения знаменитого Мюнхенского Баховского хора, которым с начала 50-х годов вплоть до самой смерти руководил Рихтер. Он также взял под своё начало и Баховский оркестр, окончательно монополизировав исполнение вокально-оркестровой музыки Баха на несколько десятилетий.
На протяжении всей карьеры Карл Рихтер расширял репертуар. В послужном списке артиста произведения Шютца, Генделя, Моцарта, Бетховена, Брамса, Регера. В 60–70-е годы маэстро много и успешно гастролирует по всему миру. В маршрутном листе артиста оказался и Советский Союз. Его выступление в 1968 году удивило искушенных отечественных меломанов доходчивостью прочтения монументальных барочных партитур.
Знатоки баховской музыки скрестили шпаги в споре, кто же лучше исполняет Мессу си-минор и «Страсти по Матфею» — Караян или Рихтер? Впрочем, в этих баталиях проигравших не может быть по определению, а победа остаётся за великим классическим искусством. Более того, Караяна и Рихтера можно смело причислить к единой команде, давшей серьёзный отпор приверженцам аутентизма.
Оба мастера оставили большое количество записей. В случае с Рихтером они служат ценнейшей иллюстрацией его творческого пути, увы, крайне скупо описанного в русскоязычных информационных источниках. Родился в семье пастора в городе Плауэн, учился в консерватории в Лейпциге, где потом в течение двух лет — с 1949 по 1951 год — был органистом в церкви Святого Фомы, став коллегой своего великого предшественника. Рихтер покинул приход, получив приглашение на работу в Мюнхен. В столице Баварии и началось его музыкальное восхождение.
Хвала тем, кто снял документальный фильм о Карле Рихтере, и мы сегодня имеем счастливую возможность слушать его прочтение знаменитых баховских партитур. На Ютубе рука невольно кликает ролик с записью Токкаты и фуги ре минор. Интрига на поверхности — что в трактовке Рихтера есть такого, чего нет у сотни других исполнителей этого «шлягера»? Рихтер естественен и органичен, он не выпрашивает у короля инструментов побольше звука, а легко договаривается с ним о том, кто из них все-таки правит балом. Руки Рихтера играючи перескакивают с одного регистра на другой, а толковый оператор ловит камерой ноги музыканта, изящно танцующие на педалях великана — органа. Карл Рихтер не производил впечатление эмоционально выхолощенного человека, который на бисах смахивает со лба обильные капли пота. И поэтому настоящим ударом для всего культурного сообщества стала его внезапная смерть от сердечного приступа. Карлу Рихтеру было на тот момент всего 54 года.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.