Барочный эквивалент Девятой симфонии Бетховена

Дата публикации: 14 сентября 2021

«Тсс… Гендель сердится…», — эти слова могли бы стать лейтмотивом жизни великого композитора эпохи Просвещения Георга Фридриха Генделя. Его исказившееся от ярости лицо, потоки брани, угрозы приводили в ужас певцов и оркестрантов, которыми он был недоволен. А недоволен он был почти всеми и почти всегда. Лишь немногие видели слезы композитора. Один из них — верный слуга. Он рассказывал, как плакал его хозяин, когда завершил ораторию «Мессия». Финальная точка в партитуре была поставлена 14 сентября 1741 года.
Эта дата стала красной в календаре мировой музыкальной культуры. Высочайшее мастерство соединилось в «Мессии» с редчайшим вдохновением. Грандиозное по своим масштабам сочинение поражает величием: три части, почти два с половиной часа звучания. Музыка, созданная для площадей и стадионов, своего рода барочный эквивалент Девятой симфонии Бетховена. «Обнимитесь, миллионы» это квинтэссенция одного сочинения, а другого — хор «Аллилуйя!», не менее, а может и более известный. Когда его слышишь, «хочется встать и снять шляпу», — как говорил один известный литературный герой. Задолго до него король Великобритании Георг II высочайшим указом повелел исполнять «Аллилуйю» во всех храмах англиканской церкви и как молитву слушать стоя.
Причем здесь Георг II? Дело в том, что Гендель родился в Германии, но большую часть жизни провел в Англии. Там он написал множество опер, ораторий, инструментальных сочинений. Со временем поменял гражданство, хотя до самой смерти говорил с грубым акцентом. Кроме Германии и Англии, даже Италия порою предъявляет права на барочного гения, ведь какое-то время он провел на родине оперы. Гендель стал первым великим космополитом в истории музыки и воспользовался этим в полной мере. Он взял лучшее в каждой национальной школе и получился уникальный, ни на кого не похожий узнаваемый стиль. Оратория «Мессия» стала одной из вершин этого стиля.
Признание к ней пришло не сразу, но уже к середине 18 века англичане настолько её полюбили, что Гендель стал «Мессией» завершать ежегодный сезон ораториальных концертов в «Ковент Гардене». Так было и в последний год его жизни. Композитор уже ничего не видел. Он ослеп после серии неудачных операций по удалению катаракты, перенес несколько инсультов, ходил с трудом, речь была невнятной. Он не дирижировал, а лишь сидел за органом и время от времени импровизировал. Через неделю после концерта его не стало.
На могиле в Вестминстерском аббатстве Георг Фридрих Гендель изображен с пером и нотным листом. На нем начало арии из «Мессии» — «Я знаю, Искупитель мой жив».
Текст: Ольга Сирота

Последние события

Шорт-лист премии «Чистый звук»

Опубликован короткий список участников Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук, учреждённой Российским музыкальным союзом.

Новый образовательный проект для молодых исполнителей

Ольга Любимова и Хибла Герзмава обсудили образовательный проект для молодых исполнителей. Курс рассчитан на 1,5-2 месяца интенсивной подготовки. По окончании курса планируется концерт или спектакль.

Конкурс-фестиваль «Дорога на Ялту» пройдёт в Москве

VII Международный музыкальный конкурс-фестиваль «Дорога на Ялту» пройдет в Москве с 28 апреля по 1 мая. Вокалисты из 15 стран исполнят песни о Великой Отечественной войне в год 80-летия Победы.

Поиск по сайту