Музыкальная мекка России
Дата публикации: 13 сентября 2021
«Расстегаи, кулебяка с двенадцатью начинками, суп из раков…», — это лишь часть меню торжественного обеда в связи с открытием Московской консерватории. Время действия — 1866 год, первый день осени по старому стилю или 13 сентября по новому. Место действия отнюдь не Большая Никитская, где сейчас в окружении целого комплекса учебных корпусов и концертных залов, стоит знаменитый памятник Чайковскому, а небольшой скромный особняк на углу Воздвиженки и Арбатской площади. Под «разливанное море розового шампанского» меценат князь Трубецкой, поэт Одоевский, приглашенный в училище в качестве педагога Чайковский поднимают бокалы за здоровье директора Николая Рубинштейна.
Профессиональный юрист, талантливый и образованный музыкант, молодой, едва за 30-ть, небольшого роста, с пушистыми усами над верхней губой, пухлыми детскими щеками и добрым, открытым взглядом. Совсем не похож на своего знаменитого и могущественного брата Антона Рубинштейна, пианиста, дирижера и основателя Петербургской консерватории. Но когда начинает говорить с необыкновенной страстью и энергией, окружающие понимают, что перед ними лидер. И ему под силу изменить реальность. А московская реальность в то время была весьма печальной. Профессия музыканта к престижным не относилась, публичных концертов было мало, в Большой театр ходили лишь на оперу, потому что балет считался «неприличным». Проект платного музыкального образования в такой среде изначально был экономически провальным. Государство от помощи отказалось, а желающих учиться набралось чуть больше сотни. И тогда Рубинштейн стал активно выступать как пианист и дирижер, и почти все свои гонорары вкладывать в бюджет консерватории. Он спал по несколько часов в день, но успевал заниматься и учебным процессом, и концертной деятельностью, и проблемами студентов: лично покупал нуждающимся одежду, помогал деньгами. В ответ требовал железной дисциплины: не курить, не опаздывать, на педагогов не жаловаться.
В него влюблялись, из-за него стрелялись, в городе судачили о его многочисленных романах. Кутить — так кутить, любить — так любить, а служить — так служить. Таким запомнили москвичи Николая Рубинштейна, благодаря которому купеческий город со временем превратился в крупнейший европейский музыкальный центр. Для современников он был кумиром, им гордились, ему поклонялись, а потом забыли. Хочется верить, что хотя бы в ХХI веке на Никитской появится памятник отцу-основателю консерватории. А на нем надпись: «Николаю Рубинштейну от благодарных потомков».
Текст: Ольга Сирота
Последние события
Шорт-лист премии «Чистый звук»
Опубликован короткий список участников Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук, учреждённой Российским музыкальным союзом.
Новый образовательный проект для молодых исполнителей
Ольга Любимова и Хибла Герзмава обсудили образовательный проект для молодых исполнителей. Курс рассчитан на 1,5-2 месяца интенсивной подготовки. По окончании курса планируется концерт или спектакль.
Конкурс-фестиваль «Дорога на Ялту» пройдёт в Москве
VII Международный музыкальный конкурс-фестиваль «Дорога на Ялту» пройдет в Москве с 28 апреля по 1 мая. Вокалисты из 15 стран исполнят песни о Великой Отечественной войне в год 80-летия Победы.