«Гамлет» в Подмосковье

Дата публикации: 12 июля 2021

Международный фестиваль искусств Петра Ильича Чайковского в Клину завершился спектаклем-концертом «Гамлет» на музыку Шостаковича. Вечер начался с вручения художественному руководителю фестиваля Юрию Башмету подарка от музея-заповедника Чайковского — всех вышедших томов Академического полного собрания сочинений композитора.
Церемония проходила на веранде административного здания рядом со сценой. Здесь же присутствовали актёр Евгений Миронов — автор и единственный исполнитель ролей в постановке, директор музея-заповедника Чайковского Игорь Корнилов и Наталия Сиповская, руководитель Государственного института искусствознания, который участвует в работе над изданием.
«Я испытываю что-то вроде вожделения и трепета перед священным местом музея Чайковского в Клину, потому что именно здесь происходят такого рода события, именно здесь хранится более восьмидесяти процентов оригинального фонда композитора. И я счастлива, что имею честь подарить здесь это издание людям, инициирующим свершение культуры на нынешнем этапе как в драматическом, так и в музыкальном театре», — сказала Наталия Сиповская. По её словам, напечатали уже пятнадцать томов, выпустить собираются все сто двадцать.
Сразу после торжественной части артисты направились на сцену, где в ожидании расположились музыканты оркестра «Новая Россия». Концертную площадку разместили под открытым небом, в самом центре музея-заповедника. Оформленная цветными стёклами сцена тонула в лучах закатного солнца, органично дополняя пасторальный пейзаж усадьбы, не перегружая его, оставляя пространство для нагретого за день воздуха, пышных древесных крон и безбрежного июльского неба.
Предложенное прочтение Шекспира необычно: актёр и оркестр действуют, как единое целое. Фрагменты пьесы, сливаясь с музыкой Шостаковича, заставляют иначе взглянуть на знакомых персонажей. Оркестр исполняет музыку, написанную Дмитрием Дмитриевичем к спектаклю Николая Акимова в Театре имени Вахтангова, а также к фильму Григория Козинцева. Она симфонична и несмотря на свою академичность, ничуть не подавляет слушателя. Дополняя действие, вовлекает в него, побуждает прислушаться и взглянуть на мир глазами героев. Становится ясно — у каждого из них своя скорбь, ведущая к неизбежному финалу.
«У Дмитрия Дмитриевича очень образное мышление и он тянулся к программности. Вся музыка очень образная», — говорит Юрий Башмет.
Шостакович рассказывал о неоднозначном своём отношении к Шекспиру: «Я им восхищаюсь, а с другой стороны, начинаю иногда смотреть на него глазами Льва Толстого». Писатель, в свою очередь, в критическом очерке «О Шекспире и драме» отмечал следующее: «…прочтя одно за другим считающиеся лучшими его произведения: „Короля Лира“, „Ромео и Юлию“, „Гамлета“, „Макбета“, я не только не испытал наслаждения, но почувствовал неотразимое отвращение, скуку…»
Вот, что о Гамлете Шостаковича думает Евгений Миронов:
«Шостакович очень личностно выразился в этой музыке. Непростое время, в которое жил композитор наложилось на обстоятельства „Гамлета“. Эта музыка написана искренне, честно, в ней присутствует трагичность высокого накала. Тут нет ни доли иронии».
Гамлет в исполнении Евгения Миронова растерян, он запутался в перипетиях обстоятельств и не видит лучшего выхода, чем смерть. Он ёрничает и зло шутит, он жесток, в первую очередь, к самому себе и единственной, кого любит — Офелии.
В лице актёра перед зрителем чередой проходят суетливый лизоблюд Полоний, властолюбивый и коварный Король, подлый жеманный Озрик, фальшивая Королева, в чью искренность невозможно поверить, и, конечно, Офелия — беззащитная и трогательная, смиренно принимающая свою участь. Герои человечны, их интонации эмоциональны и ярки, их чувства понятны, близки и знакомы.
В образе героев пьесы Евгений Миронов как бы беседует с аудиторией, обращается к оркестру, вовлекая музыкантов в повествование. Единство происходящего помогает расслышать, прочувствовать и пережить каждое слово. Мастерство и скорость, с которыми актёр перевоплощается из одного персонажа в другого, порой ведя диалог, по сути, с самим собою, поражают; остаётся ощущение, что роли исполнены несколькими артистами.
Проникновенная постановка нашла отклик у публики. Аплодируя, зрители поднялись с мест, то и дело из зала доносились крики «Браво!»
Закрытие фестиваля проходило в тёплой домашней атмосфере. Обошлись и без длинных речей. В заключение на сцену поднялась министр культуры Московской области Елена Харламова, которая коротко поблагодарила организаторов седьмого по счёту Международного фестиваля искусств Чайковского, отметив непростые условия, в которых они вынуждены были работать в этом году. Выйдя на поклон, Евгений Миронов трепетно поддерживал Юрия Башмета за руку, так же, за руку они и покинули сцену. На прощание Юрий Абрамович сказал: «Все, кто в зале — герои. Никто из артистов не отказался от участия!»
Текст: Мария Белоусова

Последние события

28 января 2022

Премьера оперы Антона Лубченко «Мы» переносится

Премьера новой оперы Антона Лубченко «Мы» по роману Евгения Замятина, которая должна была состояться 29 января в баварском Регенсбурге, переносится из-за заболевания ковидом одного из солистов.

28 января 2022

Концерт Зубина Меты в Петербурге

На концерте Зубина Меты в Петербургской филармонии из-за коронавирусных ограничений изменён артистический состав: вместо детского хора споёт женский.