Балет «Жизель» — шедевр на все времена

Дата публикации: 28 июня 2021

Классический пучок в сочетании с передними прядями волос, изящно спускающимися на уши, был во Франции в середине 19-го века самой популярной женской прической. Мода на неё началась после триумфальной премьеры балета Адана «Жизель» — у главной героини была именно такая.
28-го июня 1841-го года парижский театр Королевской академии музыки был заполнен до отказа. Публику в первую очередь интересовал не балет малоизвестного в то время композитора Адольфа Адана, а намечающийся громкий скандал! В прессу просочились слухи о романе исполнителей главных партий — красавца Люсьена Петипа и обладательницы дивных фиалковых глаз и прелестных ножек Карлотты Гризи. У каждого — семьи, дети, да к тому же ревнивый муж Гризи — один из хореографов «Жизели»! Реальный любовный треугольник или «чёрный пиар»? К концу спектакля зрителей это уже не волновало. Они сопереживали юной и наивной крестьянке, которую обманул коварный ловелас граф Альберт.
История банальная и старая как мир, но ведь это только начало! Продолжение — фантастика в жанре хоррор. Жизель умирает и превращается в виллису. Это мифические существа из потустороннего мира. Они мстят мужчинам за предательство и разрушенные девичьи жизни. Блистательные декорации, костюмы, спецэффекты создают мрачную картину: глухая ночь, кладбище и неистовые пляски виллис. Они кружатся под звуки вальса. Эта вакханалия — кульминация всего балета и одна из вершин в творчестве Адана.
Партитура «Жизели» — образец мастерства и вдохновения композитора. В ней масса изящных мелодий, эффектная и яркая оркестровка, динамичное развитие. Трудно поверить, что автор написал её менее чем за два месяца. Весельчак и неугомонный балагур, любитель застолий и шумных компаний Адольф Адан сделал шаг в бессмертие.
Прошло уже 180 лет со дня премьеры «Жизели». За это время неоднократно менялись вкусы публики, режиссерские пристрастия, техника танца. Но до сих пор этот балет остается самым популярным в мире. И, несмотря на множество современных постановок, жив его классический вариант. О нём забыли на родине, но возродили в России: хореограф Мариус Петипа, а потом балерина Ольга Спесивцева.
Их имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю «Жизели» вместе с теми, кто создавал этот шедевр на все времена.

Последние события

28 января 2022

Премьера оперы Антона Лубченко «Мы» переносится

Премьера новой оперы Антона Лубченко «Мы» по роману Евгения Замятина, которая должна была состояться 29 января в баварском Регенсбурге, переносится из-за заболевания ковидом одного из солистов.

28 января 2022

Концерт Зубина Меты в Петербурге

На концерте Зубина Меты в Петербургской филармонии из-за коронавирусных ограничений изменён артистический состав: вместо детского хора споёт женский.