Балет «Жизель» — шедевр на все времена
Дата публикации: 28 июня 2021
Классический пучок в сочетании с передними прядями волос, изящно спускающимися на уши, был во Франции в середине 19-го века самой популярной женской прической. Мода на неё началась после триумфальной премьеры балета Адана «Жизель» — у главной героини была именно такая.

28-го июня 1841-го года парижский театр Королевской академии музыки был заполнен до отказа. Публику в первую очередь интересовал не балет малоизвестного в то время композитора Адольфа Адана, а намечающийся громкий скандал! В прессу просочились слухи о романе исполнителей главных партий — красавца Люсьена Петипа и обладательницы дивных фиалковых глаз и прелестных ножек Карлотты Гризи. У каждого — семьи, дети, да к тому же ревнивый муж Гризи — один из хореографов «Жизели»! Реальный любовный треугольник или «чёрный пиар»? К концу спектакля зрителей это уже не волновало. Они сопереживали юной и наивной крестьянке, которую обманул коварный ловелас граф Альберт.

История банальная и старая как мир, но ведь это только начало! Продолжение — фантастика в жанре хоррор. Жизель умирает и превращается в виллису. Это мифические существа из потустороннего мира. Они мстят мужчинам за предательство и разрушенные девичьи жизни. Блистательные декорации, костюмы, спецэффекты создают мрачную картину: глухая ночь, кладбище и неистовые пляски виллис. Они кружатся под звуки вальса. Эта вакханалия — кульминация всего балета и одна из вершин в творчестве Адана.

Партитура «Жизели» — образец мастерства и вдохновения композитора. В ней масса изящных мелодий, эффектная и яркая оркестровка, динамичное развитие. Трудно поверить, что автор написал её менее чем за два месяца. Весельчак и неугомонный балагур, любитель застолий и шумных компаний Адольф Адан сделал шаг в бессмертие.

Прошло уже 180 лет со дня премьеры «Жизели». За это время неоднократно менялись вкусы публики, режиссерские пристрастия, техника танца. Но до сих пор этот балет остается самым популярным в мире. И, несмотря на множество современных постановок, жив его классический вариант. О нём забыли на родине, но возродили в России: хореограф Мариус Петипа, а потом балерина Ольга Спесивцева.

Их имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю «Жизели» вместе с теми, кто создавал этот шедевр на все времена.
Текст: Ольга Сирота
Последние события
Ташкент примет Classical Music Fest
Фестиваль классической музыки Classical Music Fest пройдёт в Ташкенте с 22 сентября по 3 октября. Участие примут музыканты из России, Армении, Франции и Южной Кореи.
Не стало балетмейстера Юрия Папко
Балетмейстер, артист балета и педагог Юрий Папко ушёл из жизни 17 сентября в возрасте 85 лет. Прощание с мастером состоится 20 сентября в храме Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах.
«Москонцерт» начнёт работу над новогодним шоу
«Москонцерт» подготовит к Новому году спектакль «Небалет Щелкунчик: игра начинается». Работать над постановкой будут режиссёр Вадим Летунов и хореограф Иван Межевикин.