Нимфы. Боги. РНО

Дата публикации: 19 сентября 2025

Фестиваль Российского национального оркестра продолжился полусценическим исполнением поздней оперы Рихарда Штрауса «Дафна». Её показали 17 сентября в Концертном зале имени Чайковского.
Нимфы. Боги. РНО
Событие интригующее и любопытное, что характерно для афиши каждого Фестиваля РНО. Мало того, что оперы Рихарда Штрауса в России исполняют не часто, так еще и далеко не все. С ходу меломан средней руки назовет «Саломею», «Кавалера розы» и, пожалуй, «Электру» — все родом из театров Москвы и Петербурга. Кто-то еще добавит «Ариадну на Наксосе» и, возможно, «Каприччио», но вот «Дафну» — вряд ли. Тем паче столичная филармоническая публика ждала вечера в КЗЧ.
В основе либретто «Дафны» — «Метаморфозы» Овидия и «Вакханки» Еврипида. Примечательно, что автором либретто выступил театровед Йозеф Грегор, тогда как предыдущий «напарник» композитора, писатель Стефан Цвейг, попал под антисемитскую опалу. Для Рихарда Штрауса опера на античный сюжет — попытка отстраниться от современности. На дворе всё-таки 1937 год, нацистский режим в Германии усиливается. Неудивительно, что судьба поэтической «Дафны» оказывается непростой. После успешной премьеры в Дрездене оперу благополучно забывают— не до античных красот нынче. Лишь спустя годы «Дафна» нашла своих зрителей во всём мире. И, видимо, только в этом году таки добралась до России.
Нимфы. Боги. РНО
В заглавной партии выступила гостья из Австрии, солистка Венской оперы, сопрано Регина Ханглер, у которой в репертуаре из героинь Штрауса также Ариадна в «Ариадне на Наксосе», Хрисофемида в «Электре» и Марианна в «Кавалере розы». С Дафной в КЗЧ певица справилась достойно: спокойно и уверенно. Хороши оказались оба тенора — Сергей Скороходов (Аполлон) и Мартин Сушник (Левкипп). Особенно в драматичные моменты их противостояния и соперничества. Но главным героем вечера всё-таки стал оркестр. Музыканты РНО превосходно справились со сложнейшей партитурой, органично соединив штраусовский экспрессионизм с поэтической, почти невесомой прозрачностью лирических сцен, а дирижер Александр Рудин умело провел своих подопечных от первой до последней ноты, создав цельное звучание — двухчасовой опус слушался буквально на одном дыхании.
Исполнение, хоть и назвали полусценическим, больше всё-таки напоминало концерт в костюмах. На сцене — небольшие античные колонны и статуи, на стенах — видеопроекции листьев и деревьев. Солисты стоят у пюпитров, их взаимодействие между собой минимально. С одной стороны, зритель, приходя на оперу, зачастую ждет сценического движения и смены декораций, с другой, при концертном исполнении во главу угла встает музыка. Что при должном исполнении само по себе прекрасно.
Премьера «Дафны» в КЗЧ познакомила столичную публику с одной из самых ярких страниц позднего творчества Рихарда Штрауса. Ждем режиссерских трактовок.
Наталия Сергеева
Фото — Ирина Шымчак

Последние события

Новый маэстро Татарского оперного обозначил творческие планы

Новый главный дирижёр Татарского академического театра оперы и балета Андрей Аниханов дал первое большое интервью после вступления в должность, в котором обозначил будущие планы.

Ушёл из жизни композитор Тимур Харебов

Не стало народного артиста Северной и Южной Осетии Тимура Харебова. Композитор, член Союза композиторов России и кавалер орденов Почёта и Дружбы ушёл из жизни 16 октября во Владикавказе.

Лувр закрыт

Несмотря на сообщения французских СМИ, Лувр после ограбления остаётся закрытым для посещения. Об этом заявляет ТАСС, ссылаясь на собственного корреспондента.

Поиск по сайту