Нимфы. Боги. РНО
Дата публикации: 19 сентября 2025
Фестиваль Российского национального оркестра продолжился полусценическим исполнением поздней оперы Рихарда Штрауса «Дафна». Её показали 17 сентября в Концертном зале имени Чайковского.

Событие интригующее и любопытное, что характерно для афиши каждого Фестиваля РНО. Мало того, что оперы Рихарда Штрауса в России исполняют не часто, так еще и далеко не все. С ходу меломан средней руки назовет «Саломею», «Кавалера розы» и, пожалуй, «Электру» — все родом из театров Москвы и Петербурга. Кто-то еще добавит «Ариадну на Наксосе» и, возможно, «Каприччио», но вот «Дафну» — вряд ли. Тем паче столичная филармоническая публика ждала вечера в КЗЧ.
В основе либретто «Дафны» — «Метаморфозы» Овидия и «Вакханки» Еврипида. Примечательно, что автором либретто выступил театровед Йозеф Грегор, тогда как предыдущий «напарник» композитора, писатель Стефан Цвейг, попал под антисемитскую опалу. Для Рихарда Штрауса опера на античный сюжет — попытка отстраниться от современности. На дворе всё-таки 1937 год, нацистский режим в Германии усиливается. Неудивительно, что судьба поэтической «Дафны» оказывается непростой. После успешной премьеры в Дрездене оперу благополучно забывают— не до античных красот нынче. Лишь спустя годы «Дафна» нашла своих зрителей во всём мире. И, видимо, только в этом году таки добралась до России.

В заглавной партии выступила гостья из Австрии, солистка Венской оперы, сопрано Регина Ханглер, у которой в репертуаре из героинь Штрауса также Ариадна в «Ариадне на Наксосе», Хрисофемида в «Электре» и Марианна в «Кавалере розы». С Дафной в КЗЧ певица справилась достойно: спокойно и уверенно. Хороши оказались оба тенора — Сергей Скороходов (Аполлон) и Мартин Сушник (Левкипп). Особенно в драматичные моменты их противостояния и соперничества. Но главным героем вечера всё-таки стал оркестр. Музыканты РНО превосходно справились со сложнейшей партитурой, органично соединив штраусовский экспрессионизм с поэтической, почти невесомой прозрачностью лирических сцен, а дирижер Александр Рудин умело провел своих подопечных от первой до последней ноты, создав цельное звучание — двухчасовой опус слушался буквально на одном дыхании.
Исполнение, хоть и назвали полусценическим, больше всё-таки напоминало концерт в костюмах. На сцене — небольшие античные колонны и статуи, на стенах — видеопроекции листьев и деревьев. Солисты стоят у пюпитров, их взаимодействие между собой минимально. С одной стороны, зритель, приходя на оперу, зачастую ждет сценического движения и смены декораций, с другой, при концертном исполнении во главу угла встает музыка. Что при должном исполнении само по себе прекрасно.
Премьера «Дафны» в КЗЧ познакомила столичную публику с одной из самых ярких страниц позднего творчества Рихарда Штрауса. Ждем режиссерских трактовок.
Наталия Сергеева
Фото — Ирина Шымчак
Последние события
Новый маэстро Татарского оперного обозначил творческие планы
Новый главный дирижёр Татарского академического театра оперы и балета Андрей Аниханов дал первое большое интервью после вступления в должность, в котором обозначил будущие планы.
Ушёл из жизни композитор Тимур Харебов
Не стало народного артиста Северной и Южной Осетии Тимура Харебова. Композитор, член Союза композиторов России и кавалер орденов Почёта и Дружбы ушёл из жизни 16 октября во Владикавказе.
Лувр закрыт
Несмотря на сообщения французских СМИ, Лувр после ограбления остаётся закрытым для посещения. Об этом заявляет ТАСС, ссылаясь на собственного корреспондента.