Время Ч
Дата публикации: 12 сентября 2025
Фестиваль в честь векового юбилея Бориса Чайковского открылся концертом в Московской филармонии. За дирижерский пульт Московского государственного симфонического оркестра встал его новоиспеченный худрук, молодой, но уже снискавший популярность у российской публики дирижер Иван Никифорчин. Коллективу не впервой исполнять произведения Бориса Александровича. В прошлом сезоне МГАСО вместе с Никифорчиным записали диск «Открытия и откровения» с симфоническими опусами композитора.

Однофамилец Петра Ильича написал много интересной глубокой музыки, которая, к сожалению, не часто украшает российские афиши. А жаль. У Бориса Александровича есть что послушать и меломанам со стажем, и неофитам. Исправить несправедливость взялись устроители фестиваля «Борис Чайковский — 100», собрав в серию из семи концертов не только произведения юбиляра, но и близких ему по духу композиторов: Шостаковича, Шебалина, Уствольской, Вайнберга.
Первый вечер фестиваля посвятили симфоническому творчеству Чайковского, выбрав для этого пять разнохарактерных произведений. Ведущим концерта выступил музыковед Ярослав Тимофеев, чьи точные и образные комментарии позволили еще глубже проникнуться исполняемым.
Начали с величественно-спокойной симфонической поэмы «Ветер Сибири». Как справедливо отметил ведущий, это интровертная музыка: без внешнего блеска, пафоса, но с необъятной глубиной. Борис Чайковский — мастер оркестровки. В его партитурах привычные уху тембры раскрываются иначе. Так «тёплые» и лирические струнные в «Ветре Сибири» звучат пронизывающе, а иногда и вовсе отдают металлическим блеском. Музыкальная драматургия произведения развивается неспешно, но при этом объемно. В финале оркестровое tutti звучит экспрессивно и мощно. И кажется, что на этом можно и закончить, но композитор идет дальше, будто растворяя звучание. Наступают спокойствие и просветление. МГАСО удаётся одинаково хорошо передать и колоссальный размах, и внутреннюю глубину произведения.

Следующий номер — симфоническая поэма «Подросток», вдохновленная романом Достоевского. Изначально это была киномузыка, которую по просьбе дирижера Владимира Федосеева Борис Александрович превратил в отдельное симфоническое произведение. И здесь снова композитор выходит за рамки привычного восприятия, напрочь лишая опус мрачной трагичности, характерной для Достоевского. Альтист Сергей Полтавский, солировавший в этом произведении на виоле д’амур, раскрывал внутренний мир главного героя — юного оптимиста, мечтателя, которому кажется, что всё ещё впереди. И только ровные, «бегущие» пассажи фортепиано контрапунктом напоминают о беспощадном ходе времени. А еще здесь Борис Александрович добавляет блок-флейту, клавесин и гусли, что привносит в партитуру новые краски и образность. Исполнение получается проникновенным и выразительным, окутывающим слушателей душевной искренностью.
После антракта прозвучали три фрагмента из сюиты «После бала» — светлые изящные произведения, написанные яркими характерными мазками, аккуратные по форме и вновь лишенные внешнего блеска.

Одним из ярких моментов концерта стало исполнение кантаты «Знаки Зодиака» для сопрано, клавесина и струнного оркестра. Выступление Венеры Гемадиевой в роли солистки стало еще одним украшением вечера: ее харизма и техническое мастерство позволили передать тонкость и настроение каждого стихотворения — Тютчева, Блока, Цветаевой, Заболоцкого, раскрыв их глубокие смыслы. Насыщенная и тонкая оркестровая палитра усилила эмоциональную выразительность исполнения.
Заключительный номер — Тема и восемь вариаций для симфонического оркестра был написан к юбилею Дрезденской капеллы — одного из старейших в мире коллективов. Для него создавали музыку выдающиеся композиторы разных эпох, среди которых Генрих Шютц, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер и Рихард Штраус. В ХХ веке Борис Чайковский стал единственным российским автором, удостоившимся чести написать произведение по заказу прославленного коллектива. Тема и восемь вариаций во всей красе показала мастерство Чайковского как блестящего композитора-виртуоза, способного раскрыть все оттенки той самой мелодии, которая ложится в основу драматургии всего произведения.
Вопреки сложности и разносторонности программы, концерт прошел легко. Слушать Бориса Чайковского в хорошем исполнении — одно удовольствие. И неважно, как часто вы ходите в филармонию. Эта музыка проникает прямо в сердце.
Наталия Сергеева
Фото — пресс-служба Московской филармонии
Последние события
В бар за вдохновением
В Москве продолжается IX фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Самарский театр драмы привёз спектакль «НА ДНЕ.DOC», в основе которого разговоры посетителей местных баров.
Operalia-2025 стартовала
Международный конкурс Operalia, основанный Пласидо Доминго, начался в столице Болгарии Софии. Среди участников одного из самых престижных вокальных состязаний четверо россиян.
Вадим Репин готовится к новому сезону
Подведены итоги XII Транссибирского Арт-фестиваля, заключительные концерты которого состоялись в Самаре и Тольятти. Открытие следующего смотра запланировано на март 2026 года.