Опера об Иване Грозном

Дата публикации: 1 июня 2025

Мировая премьера оперы «Иван Грозный и Анастасия» пройдёт 1 июня в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга. Произведение, созданное композитором Владимиром Купцовым, рассказывает о сложных взаимоотношениях царя Ивана IV и его первой жены Анастасии Захарьиной-Юрьевой. Либретто написал Виктор Добросоцкий, стихи — Олег Грисевич.
Как отмечают авторы, Иван Грозный остаётся одной из самых противоречивых фигур русской истории. С одной стороны, его правление ознаменовалось масштабными реформами, военными победами и расширением границ государства. С другой — опричнина, поражение в Ливонской войне и жестокие репрессии оставили мрачный след в памяти потомков. Создатели оперы предлагают взглянуть на царя через призму его брака с Анастасией, который, по их мнению, стал ключевым фактором его успехов.
Как отмечает Виктор Добросоцкий, Иван IV был не только могущественным правителем, но и образованным человеком, знавшим несколько языков и сочинявшим церковную музыку. Его супруга Анастасия, выбранная из двух тысяч претенденток, стала его главной опорой: она поддерживала искусства, ремесла и оказывала влияние на государственные дела. После её смерти характер царя резко изменился, что во многом определило трагический поворот его правления. «В самой опере мы взяли период любви Ивана Грозного и Анастасии, это было время его успеха, его взросления, его самых больших достижений. И показать его молодым до 30 лет, до кончины Анастасии было целью нашей оперы, потому что обычно его представляют жестоким царём, а этот период его правления широкой публике малоизвестен», — рассказал Виктор Добросоцкий.
Премьеру оперы «Иван Грозный и Анастасия» готовит музыкальный руководитель и дирижёр Антон Лубченко и Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга совместно с художественным руководителем Академии молодых певцов Мариинского театра, народной артисткой России Ларисой Гергиевой и солистами Мариинского театра.
«Считаю важным исполнение опер, написанных именно в наше время, — отмечает Антон Лубченко. — Не то, чтоб мы вовсе не имели задолженностей перед классиками. Но за последние два сезона с вверенным мне коллективом мы представили публике уже немало опер великих композиторов в концертных или полуконцертных исполнениях — среди них Шуман, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Пуленк, Таривердиев, Шнитке, Фрид… А ведь мы — не театр, подчеркну, а просто симфонический оркестр! Поэтому, думаю, мы можем позволить себе открывать иногда и оперы современников. Для нас важно, что оживает музыка, созданная сегодня. Ведь без исполнителя ноты остаются лишь знаками на бумаге, а музыка становится музыкой, только когда она звучит!»
По материалам организаторов

Последние события

Из детсада в Карнеги-холл

Возможно, ему будет трудно дотянуться до педалей, но 5-летний вундеркинд Алек Ван Хаджадурян войдёт в историю как самый молодой пианист, когда-либо выступавший в Карнеги-холле.

Творческий метод Мередит Монк

Следующий концерт фестиваля новой музыки SOUND UP будет посвящён композитору, певице и художнице Мередит Монк. В первую очередь она известна своей работой с голосом.

Влюбиться в классику

В Капелле Санкт-Петербурга запустили два новых абонемента, которые рассчитаны на молодую аудиторию. Концерты в рамках этих программ подобраны так, чтобы влюбить молодёжь в классическую музыку.

Поиск по сайту