Геннадий Рождественский. «Дирижёр — сын дирижёра и певицы»

Дата публикации: 4 мая 2021

Он родился в музыкальной семье и продолжил семейную традицию, выбрав профессию своего отца, который и стал его наставником. 4 мая исполняется 90 лет со дня рождения замечательного советско-российского дирижёра, педагога, просветителя и общественного деятеля Геннадия Николаевича Рождественского.
Его родители много лет проработали на радио — отец, Николай Аносов, дирижёром, а мать, Наталья Рождественская, оперной солисткой. Там они и познакомились, потом поженились, а вскоре у них родился первенец Гена, который тоже впоследствии свяжет свою судьбу с радио, возглавив радийный оркестр — Большой симфонический (ныне имени Чайковского), и отдаст ему 13 лет своей жизни (1961-1974). Именно здесь проявится в полную силу его тяга к малоизвестным и редко исполняемым произведениям прошлого и настоящего. Но это лишь часть, хотя и существенная, его обширной творческой биографии, в которой было много других музыкальных коллективов, театров, премьер, постановок и т. д. И прежде всего это Большой театр, давший старт карьере молодого маэстро.
Еще будучи студентом Московской консерватории по классам фортепиано у знаменитого Льва Оборина и дирижированию у своего отца, Рождественский уже в 20 лет становится штатным дирижёром прославленной столичной труппы, ответственным за балетный репертуар, преимущественно классический. Именно под его руководством в 1956 году проходят триумфальные гастроли Большого балета в Лондоне, когда англичан покорила блистательная Галина Уланова. В главном театре страны маэстро появляется еще трижды — сначала в качестве его самого молодого, 34-летнего главного дирижёра, и затем в зените своей карьеры — в 1978 и 2001 годах. Теперь уже он, не ограниченный рамками текущего репертуара, дает волю своей неистощимой фантазии и тяге к экспериментам, ставит впервые на отечественной сцене целый ряд новинок — «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина, «Весну священную» Стравинского, «Человеческий голос» Пуленка в русском переводе своей матери, «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Игрока» Прокофьева в первой редакции и многое другое.
То же самое дирижёр параллельно осуществляет и на Всесоюзном радио, а потом и на других своих постах, руководя оркестрами Вены, Стокгольма, Лондона. Он, кстати, первым из советских дирижеров получил возможность официально работать за рубежом. Всего им сыграно дома и за границей около 2000 музыкальных произведений, причем более 150 из них — российские премьеры, а еще столько же — мировые, что дало критикам право называть его «музыкальным археологом». Но в отличие от настоящих археологов, он «раскапывает» не только старинные, давно исчезнувшие пласты музыки, но и возрождает сравнительно недавние, но уже прочно забытые и почти не звучащие творения Орфа, Хиндемита, Мартину, Свенсена, Шенберга, Яначека, Денисова, Мясковского и других композиторов ХХ века. Некоторые из них — Шнитке, Виеру, Губайдулина — посвятили ему свои сочинения. Чтобы облегчить слушателям восприятие этих и прочих раритетов, дирижер обычно предваряет их своими авторскими комментариями и вступительными речами, которые подчас не менее интересны, чем само произведение. Эти уникальные лекции поражают своей энциклопедической широтой, обилием интересных фактов и мягким добрым юмором, свойственным их автору. Значительная часть этих выступлений вошла в его книгу «Преамбулы», а также записана на пластинки вместе с самими произведениями. Дискография дирижера очень обширна и насчитывает порядка 800 аудиозаписей, включающих, помимо прочего, все симфонии Чайковского, Брукнера, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича и другие сочинения. Многие из этих работ удостоены престижных музыкальных наград и премий. Единственное, что ему так и не удалось осуществить, это постановку популярнейших классических оперных шлягеров типа «Травиаты» или «Кармен», о чем он мечтал всю жизнь — его вечное стремление к новому просто не оставило ему на это времени.
Особый этап в творчестве Рождественского — сотрудничество с Камерным театром Бориса Покровского, нашедшего в нем своего единомышленника. Первый же их совместный проект — возрождение раннего шедевра Шостаковича, оперы «Нос», не видевшей света рампы свыше 40 лет. И в дальнейшем на этой сцене было поставлено по инициативе дирижера и при его участии много интереснейших спектаклей, почти неизвестных российскому слушателю, таких как «Давайте создадим оперу» и «Блудный сын» Бриттена, «Похождения повесы» Стравинского, «Сервилия» Римского-Корсакова, «Три Пинто» Вебера-Малера, «Леонора» Бетховена, «Воскрешение Лазаря» Шуберта –Денисова, «Милосердие Тита» Моцарта. Но Рождественский не только исполнитель и просветитель, а еще и многолетний профессор Московской консерватории, воспитавший десятки талантливых дирижеров — Понькина, Полянского, Валиева, Аннамамедова и других. Он также удостоен многих почетных званий, орденов и медалей разных стран, в частности — титула командора Британской империи, как и его коллега Мстислав Ростропович и лучший Шерлок Холмс всех времен и народов, актер Василий Ливанов. Геннадий Николаевич умер вскоре после своего 87-летия и похоронен вместе со своей матерью на Введенском кладбище в Москве, где также покоятся композиторы Катуар и Мосолов, певица Максакова, пианистка Юдина и другие знаменитые музыканты.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

«Мастера» поют на Камчатке

Концерт Академического большого хора «Мастера хорового пения» завершит Фестиваль искусств в Петропавловске-Камчатском. Певцы представят роскошную коллекцию духовных, классических шедевров и фольклора.

Спецприз ММКФ получил Евгений Миронов

Почётную награду Московского международного кинофестиваля имени Константина Станиславского «Верю» вручили актёру театра и кино Евгению Миронову, который пришёл на открытие ММКФ с сыном.

Опера в стиле джаз

Мировая премьера оперы «Блюзовый зов» состоится в Туле 24 апреля в рамках международного фестиваля женщин-композиторов «Приглушённые голоса».