Польский гений фортепиано

Дата публикации: 1 марта 2020

Он входит в условное число пяти величайших композиторов мира, вместе с Бахом, Моцартом, Бетховеном и Чайковским, портреты которых, наряду еще с пятеркой других наших соотечественников, украшают Большой зал Московской консерватории. И хотя он тоже славянин, как и россиянин Петр Ильич, правда только по матери, а по отцу француз и полжизни провел именно в этой стране, а не в родной Польше, тем не менее всегда считал себя верным сыном родины, воспевал ее в своей музыке и отдал ей, в прямом и переносном смысле слова, свое сердце после собственной смерти. 1 марта исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося польско-французского композитора, пианиста и педагога Фридерика Францишека Шопена.
Значение Шопена для мирового музыкального искусства трудно переоценить. «Он шире самой музыки, а его деятельность кажется нам её вторичным открытием», — пишет о нем в статье «Нежный гений музыки» советский поэт Пастернак, большой любитель и поклонник творчества польского композитора. Его же знаменитая строчка «Опять Шопен не ищет выгод…». Действительно, этот музыкант поистине необъятен в своем творчестве, хотя оно рассчитано, за небольшим исключением, всего лишь на один инструмент — фортепиано. По своей направленности и исторической принадлежности он — безусловный романтик и даже ровесник многих из них ‑ Шумана, Эркеля, Буля, поэта Де Мюссе, с присущей им лиричностью, чувственностью, исповедальностью, опорой на народные образы и темы. Но при этом он, в отличие от них, никогда не обращается напрямую к литературным источникам, не использует любимые ими мифические, сказочные или бытовые сюжеты, избегает произведений с программными заголовками. Его музыка всегда уравновешенна, логична и стройна по форме, подобно великим классическим образцам тех же Моцарта и Баха, перед которыми он преклонялся. Да и как иначе могло быть у уроженца села Желязова Воля, что в полусотне километров от Варшавы, в названии которого уже заложены строгость, продуманность и железный расчет. Здесь, на родине, прежде всего в польской столице, проходит становление музыканта, гениальность которого проявляется с самых ранних лет. Но окончательное его развитие происходит уже во Франции, на родине отца, Николя Шопена, куда его сын попадает после подавления варшавского восстания 1830 года.
Польский гений фортепиано
Париж покоряется ему сразу и навсегда. Он много выступает и в больших залах, и в домашних салонах, где играет свои сочинения — ноктюрны, мазурки, прелюдии, этюды, в том числе «Революционный», посвященный польским повстанцам, два фортепианных концерта. Публика поражена его оригинальным, поэтичным исполнением и красотой шопеновской музыки, от которой в восторге весь цвет парижской богемы ‑ Лист, Берлиоз, Гейне, Гюго. Выдающийся французский художник Делакруа пишет его знаменитый портрет, в котором подчеркивает страстность и непокорность шопеновской натуры, горящие глаза и буйную шевелюру композитора. С ним также знакомится экстравагантная писательница с мужским псевдонимом Жорж Санд, автор популярных любовных романов, и надолго становится возлюбленной музыканта. Кроме исполнительской и творческой деятельности, польский эмигрант дает множество частных уроков, в том числе представителям аристократических кругов, что еще больше расширяет круг его связей и возможностей. Однако, постепенно дает о себе знать слабое здоровье Шопена, чем он отличался еще с детства. У него начинает прогрессировать туберкулез, вынуждая его резко снизить, а затем и вовсе прекратить публичные выступления. К тому же наступает неизбежный конец отношений с романисткой, которая старше его на 6 лет. Последним его вояжем становится поездка в Лондон, после которой он уже не встает с постели и через год умирает в возрасте 39 лет.
Композитор похоронен на самом большом и известном парижском кладбище Пер-Лашез, между могилами Керубини и Беллини. Там же покоятся Бальзак, Бизе, Аполлинер, Уайльд, Энеску, Пиаф и другие видные деятели французской и мировой культуры, а также защитники Коммуны и герои Сопротивления. Во время шопеновских похорон звучал «Реквием» любимого им Моцарта, а в могилу вместе с ним опустили горсть польской земли, которую музыкант всегда возил с собою в память о родине. Согласно его воле, сердце Шопена отвезли в Варшаву и поместили в колонну церкви Святого Креста.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Профессия — артист симфонического оркестра

В Москве состоялась церемония награждения лауреатов VIII Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра. Это конкурс, который проводит Московская филармония среди молодых музыкантов.

Самые здравомысляще люди

Документальный фильм «Лучше сойти с ума в дикой природе» победил на кинофестивале в Карловых Варах. Главные герои — эксцентричные 60-летние братья-близнецы, живущие на ферме в глуши.

Юные голоса покорили Капеллу

В Капелле Петербурга завершились конкурсные прослушивания XI Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой. В них приняли участие 70 певцов из России, Белоруссии и Канады.

Поиск по сайту