Леонард Уоррен. «Баритон, умерший прямо на сцене»

Дата публикации: 21 апреля 2021

Он — крупнейший оперный певец Америки в ХХ веке, ведущий солист нью- йоркского театра «Метрополитен — опера» в течение 22 лет. На этой же сцене он и умер прямо во время спектакля. 21 апреля исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося американского баритона российского происхождения Леонарда Уоррена (Варенова).
Америка дала миру в прошлом веке целую плеяду величайших оперных примадонн — Марию Каллас, Мариа́н А́ндерсон, Леонтину Прайс, Джесси Но́рман, Барбару Хендрикс, Мэрилин Хорн, не говоря уже о более молодых современных звездах. А вот вокалистов такого же уровня, родившихся в США, гораздо меньше — их можно пересчитать буквально по пальцам. Один из них, Леонард Уоррен, уроженец Нью-Йорка, происходил из семьи российских иммигра нтов, как Гершвин, Копленд и многие другие американские музыканты. Его отец, торговец мехами, уехал за океан из белорусского Шклова, который входил в черту оседлости евреев, составлявших четверть жителей этого города. Оттуда, кстати, распространенная еврейская фамилия, самый известный носитель которой — Виктор Шкловский, литературовед и друг Маяковского. Родители видели в сыне продолжателя семейного дело и отдали его учиться в Колумбийский университет на отделение бизнеса. Но мальчик еще в школе отлично пел и, окончив учебу, поступает в хор при только что открытом в Нью-Йорке Музыкальном доме радио — Radio City Music Hall, где настолько совершенствует свой вокал, что уже через три года выдерживает экзамен в знаменитый театр «Метрополитен — опера». Его яркий талант и редкий по красоте голос приводят в восторг руководство театра, и его отправляют на стажировку в Милан. Здесь всего за несколько месяцев Уоррен осваивает 5 оперных партий и, вернувшись домой, дебютирует на сцене Мет сначала в концерте с отдельными ариями, а затем в опере Верди «Симон Бокканегра». Этим же спектаклем он и завершит через 20 с лишним лет свою блестящую карьеру, так как следующий его выход на эту сцену станет для артиста последним и трагически оборвется, правда, уже на другом вердиевском произведении.
Итак, музыка итальянского оперного гения с самого начала становится главной в творчестве певца, прекрасно раскрывающего созданные композитором лирико-драматические образы Макбета, Риголетто, Яго, Жермона, Амонасро, графа ди Луны, Набукко и того же Бокканегры. Но ему также отлично удаются и баритоновые роли в операх Бизе, Гуно, Леонкавалло и других авторов, а также народные песни — неаполитанские и американские. Его сильный и при этом легкий бархатистый голос словно парит в воздухе, обволакивая и лаская сердца слушателей нежным и мягким тембром, чем-то напоминающим по характеру и звучанию российского баритона Павла Лисициана, ровесника американца. Об этом говорят и многочисленные пересечения в их репертуаре. Уоррен сразу же становится ведущим солистом Мет, заменив в этом качестве своего учителя и предшественника Джузеппе Де Луку — первого исполнителя главных ролей в ряде опер Пуччини, Чилеа, Джордано, Массне. А теперь уже его ученик исполняет здесь все ведущие баритоновые партии и дает по 30 с лишним спектаклей за сезон. Всего же на его счету свыше 650 выходов на эту прославленную сцену! Артист также часто гастролирует по разным странам и городам, хотя и не очень любит это делать. В его послужном списке выступления в Чикаго, Сан-Франциско, Мехико, Буэнос-Айресе, миланском Ла Скала, Большом театре в Москве и Кировском в Ленинграде (1958). В 1948 году он участвует в первой телетрансляции из театра Метрополитен-опера, показанной по всей Америке. С тех пор певец постоянно записывается не только на пластинки, но и на кинопленку, благодаря чему мы сегодня можем не только слышать, но и видеть, как он поет и играет. Его ровная и устойчивая карьера прервалась самым трагическим образом. Буквально за полтора месяца до своего 49-летия Уоррен пел на сцене своего родного театра партию Дона Карлоса в опере Верди «Сила судьбы» и во время исполнения арии с роковым, как оказалось, названием «Morir, tremenda cosa» («Умереть — это важная вещь»), должен был воскликнуть вслед за своим героем «Он спасен!», но тут же рухнул замертво на пол из-за внезапного кровоизлияния в мозг. Так трагически рано оборвалась жизнь замечательного баритона ХХ века, «сила судьбы» которого оказалась сильнее его самого. Проводить певца в последний путь пришли тысячи горожан, которых не смог вместить даже нью-йоркский храм Святого Винсента Феррера, где проходило прощание. В истории искусства есть немало смертельных случаев с артистами прямо на сцене, но в основном это касалось дирижеров — за пультом скончались Феликс Моттль, Арвид Янсонс и ряд других знаменитых маэстро. Уоррен стал, видимо, первым и пока единственным оперным солистом, погибшем непосредственно на своем творческом посту.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Василий Петренко продолжит возглавлять Лондонский Королевский оркестр

Лондонский Королевский филармонический оркестр продлил контракт Василия Петренко в должности музыкального руководителя до 2030 года.

Опасное чтение

Национальная библиотека Франции поместила на карантин четыре книги, обложки которых содержат мышьяк. Элемент использовался в переплётах два века назад для придания обложкам зелёного оттенка.

Фестиваль Proms обнародовал программу

Би-Би-Си обнародовала программу своего летнего фестиваля Proms, стартующего 19 июля. Музыка женщин-композиторов составляет почти треть афиши.