Леонард Уоррен. «Баритон, умерший прямо на сцене»

Дата публикации: 21 апреля 2021

Он — крупнейший оперный певец Америки в ХХ веке, ведущий солист нью- йоркского театра «Метрополитен — опера» в течение 22 лет. На этой же сцене он и умер прямо во время спектакля. 21 апреля исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося американского баритона российского происхождения Леонарда Уоррена (Варенова).
Леонард Уоррен. «Баритон, умерший прямо на сцене»
Америка дала миру в прошлом веке целую плеяду величайших оперных примадонн — Марию Каллас, Мариа́н А́ндерсон, Леонтину Прайс, Джесси Но́рман, Барбару Хендрикс, Мэрилин Хорн, не говоря уже о более молодых современных звездах. А вот вокалистов такого же уровня, родившихся в США, гораздо меньше — их можно пересчитать буквально по пальцам. Один из них, Леонард Уоррен, уроженец Нью-Йорка, происходил из семьи российских иммигра нтов, как Гершвин, Копленд и многие другие американские музыканты. Его отец, торговец мехами, уехал за океан из белорусского Шклова, который входил в черту оседлости евреев, составлявших четверть жителей этого города. Оттуда, кстати, распространенная еврейская фамилия, самый известный носитель которой — Виктор Шкловский, литературовед и друг Маяковского. Родители видели в сыне продолжателя семейного дело и отдали его учиться в Колумбийский университет на отделение бизнеса. Но мальчик еще в школе отлично пел и, окончив учебу, поступает в хор при только что открытом в Нью-Йорке Музыкальном доме радио — Radio City Music Hall, где настолько совершенствует свой вокал, что уже через три года выдерживает экзамен в знаменитый театр «Метрополитен — опера». Его яркий талант и редкий по красоте голос приводят в восторг руководство театра, и его отправляют на стажировку в Милан. Здесь всего за несколько месяцев Уоррен осваивает 5 оперных партий и, вернувшись домой, дебютирует на сцене Мет сначала в концерте с отдельными ариями, а затем в опере Верди «Симон Бокканегра». Этим же спектаклем он и завершит через 20 с лишним лет свою блестящую карьеру, так как следующий его выход на эту сцену станет для артиста последним и трагически оборвется, правда, уже на другом вердиевском произведении.
Итак, музыка итальянского оперного гения с самого начала становится главной в творчестве певца, прекрасно раскрывающего созданные композитором лирико-драматические образы Макбета, Риголетто, Яго, Жермона, Амонасро, графа ди Луны, Набукко и того же Бокканегры. Но ему также отлично удаются и баритоновые роли в операх Бизе, Гуно, Леонкавалло и других авторов, а также народные песни — неаполитанские и американские. Его сильный и при этом легкий бархатистый голос словно парит в воздухе, обволакивая и лаская сердца слушателей нежным и мягким тембром, чем-то напоминающим по характеру и звучанию российского баритона Павла Лисициана, ровесника американца. Об этом говорят и многочисленные пересечения в их репертуаре. Уоррен сразу же становится ведущим солистом Мет, заменив в этом качестве своего учителя и предшественника Джузеппе Де Луку — первого исполнителя главных ролей в ряде опер Пуччини, Чилеа, Джордано, Массне. А теперь уже его ученик исполняет здесь все ведущие баритоновые партии и дает по 30 с лишним спектаклей за сезон. Всего же на его счету свыше 650 выходов на эту прославленную сцену! Артист также часто гастролирует по разным странам и городам, хотя и не очень любит это делать. В его послужном списке выступления в Чикаго, Сан-Франциско, Мехико, Буэнос-Айресе, миланском Ла Скала, Большом театре в Москве и Кировском в Ленинграде (1958). В 1948 году он участвует в первой телетрансляции из театра Метрополитен-опера, показанной по всей Америке. С тех пор певец постоянно записывается не только на пластинки, но и на кинопленку, благодаря чему мы сегодня можем не только слышать, но и видеть, как он поет и играет. Его ровная и устойчивая карьера прервалась самым трагическим образом. Буквально за полтора месяца до своего 49-летия Уоррен пел на сцене своего родного театра партию Дона Карлоса в опере Верди «Сила судьбы» и во время исполнения арии с роковым, как оказалось, названием «Morir, tremenda cosa» («Умереть — это важная вещь»), должен был воскликнуть вслед за своим героем «Он спасен!», но тут же рухнул замертво на пол из-за внезапного кровоизлияния в мозг. Так трагически рано оборвалась жизнь замечательного баритона ХХ века, «сила судьбы» которого оказалась сильнее его самого. Проводить певца в последний путь пришли тысячи горожан, которых не смог вместить даже нью-йоркский храм Святого Винсента Феррера, где проходило прощание. В истории искусства есть немало смертельных случаев с артистами прямо на сцене, но в основном это касалось дирижеров — за пультом скончались Феликс Моттль, Арвид Янсонс и ряд других знаменитых маэстро. Уоррен стал, видимо, первым и пока единственным оперным солистом, погибшем непосредственно на своем творческом посту.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Суздаль готовится к Летнему фестивалю Дениса Мацуева

Объявлена музыкальная программа Летнего фестиваля Дениса Мацуева в Суздале. Смотр пройдёт впервые, открытие состоится 29 июня в самом сердце города — белокаменном Кремле.

29 мая — 165 лет со дня рождения Исаака Альбениса

Он воспевал в своей музыке любовь и радость, отвагу и рыцарство… и любимую Испанию. Композитор Исаак Альбенис родился 165 лет назад.

«Конёк Горбунок» Щедрина возвращается в Большой театр

Балет «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина по сказке Петра Ершова возвращается на Историческую сцену Большого театра. Серия премьерных показов начинается 29 мая и продлится до 1 июня.

Поиск по сайту