Николай Мясковский. «Одинокий русско-советский симфонист»

Дата публикации: 20 апреля 2021

Он написал рекордные в ХХ веке 27 симфоний, но играю их сейчас крайне редко, и имя его всё ещё мало известно широкой публике. 20 апреля исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося русско-советского композитора, педагога, критика и музыкально-общественного деятеля Николая Яковлевича Мясковского.
Своими многочисленными симфониями он как бы возместил их явную нехватку в русской музыке ХIХ столетия, когда многие наши композиторы, такие как Глинка, Мусоргский, Даргомыжский, их не писали вообще или не придавали им особого значения, как например — Римский-Корсаков, автор 15 опер. А вот его последний ученик обогатил и развил отечественные симфонические традиции, заложенные на рубеже двух предыдущих веков Чайковским, Скрябиным, Рахманиновым, Глазуновым, и передал от них эстафету новым поколениям композиторов — Прокофьеву, Шостаковичу, Шнитке, Слонимскому и другим. Наиболее близка Мясковскому линия лирико-повествовательного, балладно-эпического симфонизма, идущая от второго его учителя, Лядова, в частности — от лядовских мини-шедевров «Волшебное озеро», «Кикимора», «Про старину», с их таинственностью, загадочностью, недосказанностью и некоей «закрытостью». Но в отличие от своего педагога, избегавшего развернутых продолжительных высказываний и тяготевшего к миниатюре, его воспитанник, наоборот, часто создавал огромные протяженные полотна, порой даже чрезмерные, как знаменитая 6-я симфония, звучащая почти полтора часа. Кстати, в ней им в первый и последний раз использован хор, исполняющий старинный духовный стих, явно навеянный первой частью из «8 русских народных песен» Лядова.
Жизнь Мясковского была очень непростой, что, безусловно, сказалось на его личности и музыкальном творчестве. Оставшись уже в 9 лет без матери, а затем и старшего брата, он по семейной традиции оканчивает военное училище и участвует в 1-й мировой войне, где получает тяжелую контузию, а вскоре теряет горячо любимого отца, трагически погибшего в годы революции. Все эти удары судьбы отразились на его музыке, в которой преобладают оттенки грусти, печально-мучительных размышлений и переживаний. Даже в относительно светлых мажорных эпизодах у него постоянно слышатся минорные нотки пессимизма, скепсиса, одиночества. Квинтэссенцией этих настроений является уже упоминавшаяся 6 симфония, где передано отношение композитора к военно-революционным событиям в стране, наложившим огромный отпечаток на его личную жизнь. К гибели 70-летнего отца-пенсионера, вышедшего на улицу в своей генеральской шинели и растерзанного за это толпой, добавилась потеря любимой тетки, заменившей ему мать. В этом гигантском произведении автор чуть ли не единственный раз в жизни использует цитаты — французские народные песни «Карманьола» и «Ца йра» (Все вперед), а также применяет хор, исполняющий духовное песнопение «Расставание души с телом». Но в дальнейшем он будет постоянно стремиться к более светлым и оптимистичным музыкальным высказываниям, приблизившись к этому в своих поздних симфониях (начиная с 21-й) и других сочинениях — сонатах, концертах, кантатах, романсах.
Ещё одна важнейшая отличительная черта биографии Мясковского, подчеркивающая его обособленность от других композиторов — сравнительно поздний выбор им музыкальной профессии. Потомок военных офицеров-фортификаторов, то есть строителей фортов и крепостей, он даже родился в одной из них — Новогеоргиевской недалеко от Варшавы, и стал в результате кадровым военным. Но сильная с детства тяга к музыке приводит его все-таки в Петербургскую консерваторию, правда — в весьма зрелом, 25 -летнем возрасте, когда большинство музыкантов уже завершают свое профильное образование. Неудивительно, что он становится там самым взрослым из студентов, старше остальных как минимум на 10 лет. Впрочем, это обстоятельство не мешает ему дружить вплоть до собственной кончины с однокурсником Прокофьевым. Но, в отличие от своего юного друга, он на всю жизнь остался одиноким, никогда не женился и не имел детей, а все свои духовные силы отдал трем младшим сестрам и преподаванию. За 30 лет работы в Московской консерватории Мясковский создал крупнейшую отечественную композиторскую школу, куда вошли Кабалевский, Мосолов, Хачатурян, Эшпай, Шебалин, Мокроусов, Мурадели и десятки других замечательных советских авторов. За свою творческую деятельность он удостоен пяти Сталинских премий (с 1940 по 1950 г. г.) — больше, чем любой из его коллег, что не спасло его от обвинений в формализме 1948 года. А вскоре композитор умер и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве вместе со своими родными сёстрами.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Венесуэльский брасс-квартет приехал в Ярославль

Концертом венесуэльского брасс-квартета Bolivar продолжился XVI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле под руководством Юрия Башмета. Музыканты из Южной Америки впервые стали гостями смотра.

В Москве отметят 100-летие со дня рождения Булата Окуджавы

Актёры и режиссёры московских театров 18 мая выступят на вечере к 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы в Центральном доме литераторов.

Театралы соберутся в Мелихово

Фестиваль «Мелиховская весна» пройдёт с 17 по 26 мая в музее-заповеднике Чехова в Подмосковье. Откроет форум постановка «Вишневый сад» японского режиссёра Мотои Миура.