Ферруччо Бузони. «Музыкант, мыслитель, педагог»

Дата публикации: 1 апреля 2021

Эти слова написаны на мемориальной доске в Берлине, где он провел почти три десятилетия, то есть всю вторую половину своей жизни. 1 апреля исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося итало-немецкого пианиста, композитора, дирижера, педагога и музыковеда Данте Микеланджело Бенвенуто Ферруччо Бузони.
Он родился в небольшом тосканском городке Эмполи, всего в 20 км от Флоренции, и потому его родители-музыканты назвали сына в честь трех величайших гениев Италии — поэта Алигьери, художника Буонарроти и скульптора Челлини — живших и творивших в этой Мекке национального искусства эпохи Ренессанса. Но мальчик не пошел по пути своих знаменитых тезок, а выбрал ту же профессию, что и его мама и папа, хотя всегда интересовался разными видами творчества, отлично разбирался в живописи и поэзии, а либретто к своим операм писал сам. Его отец-кларнетист мечтал сделать из него вундеркинда и с ранних лет заставлял его заниматься на рояле по несколько часов, едва не отбив охоту к музыке вообще. И только исключительный талант ребенка помог ему стать настоящим виртуозом. Уже в 7 лет он выступает публично, в 9 играет с оркестром, а в 11 оканчивает за 2 года Венскую консерваторию, заслужив там одобрение Листа и Брамса. Затем юноша в течение полутора лет занимается композицией с профессором Майером в Граце, и на этом его учеба практически завершается. Далее 15-летний музыкант развивается только самостоятельно, дает концерты, сочиняет, делает фортепианные переложения многих классических шедевров. Триумф его стремительного роста — вступление в ряды знаменитой Болонской академии, где он становится самым молодым ее членом после Моцарта, сделавшего это в 14 лет. Окончательное признание его таланта — победа на 1-м конкурсе Рубинштейна в Петербурге, правда, не в исполнительской номинации, а в композиторской, за Концертную пьесу для фортепиано с оркестром.
Уже тогда определяются его творческие приоритеты — это Бах в области композиции и Лист в исполнительстве. Бузони делает многочисленные переработки баховских сочинений для фортепиано, редактирует, издает и играет их на своих концертах. Причем, почти все они написаны в свободной импровизационной манере, свойственной Листу вообще и его транскрипциям произведений классиков и романтиков в частности, включая того же Баха. В своем оригинальном творчестве композитор пытается выйти за рамки этого «коридора», используя разные средства и приемы, но это ему не всегда в полной мере удается. Исполнитель в нем порой опережает автора и зачастую ограничивает адекватное раскрытие собственных замыслов. Так, его огромный фортепианный концерт длится более часа, а в конце к гигантскому оркестру еще добавляется хор, как в 9-й симфонии Бетховена! Некоторые свои работы он не всегда успевает довести до логического конца, а его последнюю незаконченную оперу «Доктор Фауст» завершили уже другие музыканты. В своих теоретических трудах он также ратует за обновление творческих принципов и взглядов, но основные надежды на их воплощение возлагает уже на следующее поколение творцов — Шенберга, Вареза….
Непрерывно гастролируя по странам Европы и Америки, Бузони в то же время активно преподает в разных учебных заведениях, в том числе в Московской консерватории, когда там работал Чайковский, учились Скрябин и Рахманинов, а студенткой у него была Елена Гнесина, основавшая позже в Москве школу и институт своего имени. Правда, надолго пианист нигде не задерживается из-за своего неуемного характера и постоянных гастролей. Ему гораздо ближе формат краткосрочных мастер-классов, которые он впервые проводит в Веймаре, а затем повторяет в других городах. С его легкой руки такой вид обучения получил теперь необычайную популярность. Среди прошедших бузониевские курсы — Эгон Петри, ставший его продолжателем в редактировании баховской музыки, и Юзеф Турчинский, один из издателей всех сочинений Шопена. С 1894 года и до последних дней, за исключением периода 1-й мировой войны, проведенного в нейтральной Швейцарии, композитор живет в Берлине. Там он и похоронен на Третьем Шёнебергском кладбище города, где покоятся также актриса Марлен Дитрих, пианист Рудольф Керер и другие знаменитости. Его дом на столичной площади Виктории-Луизы был разрушен в 1943 году союзной авиацией, но памятная табличка все равно находится на этом месте. С 1949 года в итальянском Больцано проводится ежегодный конкурс пианистов имени Бузони, среди лауреатов которого Марта Аргерих, Борис Блох, Александр Кобрин. Однако из 60-ти прошедших турниров в половине победитель так и не был определен — столь велика планка, заданная этим своеобразным и необычным музыкантом!
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Сергей Кондрашев: «Без новых имён развитие музыки невозможно»

Конкурс «Партитура» получил уже более 700 заявок. Это говорит о востребованности конкурса, считает художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев.

«Опричник» на сцене НОВАТа

Михайловский театр представит на сцене НОВАТа оперу Чайковского «Опричник». Показ пройдёт 14 мая. Роль Ивана Грозного исполнит худрук Михайловского театра Владимир Кехман.

Большие гастроли ШДИ

Московский театр «Школа драматического искусства» отправится на «Большие гастроли» в Кинешму Ивановской области. Выступления столичной труппы пройдут с 25 по 28 апреля.