Сергей Жуков: «Конкурс — это трамплин для композитора»

Дата публикации: 25 марта 2024

Председатель правления Союза московских композиторов Сергей Жуков, вступивший в должность четыре месяца назад, рассказал о своих реформаторских планах и том, зачем композиторам конкурсы. «Прежде всего, мне хочется поднять статус фестиваля „Московская осень“ и сделать его не безразмерным во времени — сейчас он начинается в октябре и идет до декабря. Кроме этого фестиваля, для московских композиторов пока фактически ничего не существует. После „Московской осени“ Союз замирает, и авторы понимают, что должны в неё втиснуться, успеть. Я хочу уложить фестиваль в две недели и ходить туда как на праздник. Для этого нужно делать более тщательный, строгий отбор партитур.

Конечно, каждый композитор должен себя услышать. Поэтому я предлагаю сделать абонементы, который будут вести хорошие музыковеды. Уже есть договоренность с Рауфом Фархадовым», — рассказывает Сергей Жуков.
Преобразования коснутся не только «Московской осени», но и работы Союза в интернет-пространстве: «В плачевном состоянии находится сайт Союза. Нужно делать новые разделы. Хочу, чтобы Союз существовал в электронном виде, чтобы авторам не нужно было приезжать в Союз для подачи заявки на ту же „Московскую осень“, чтобы это можно было сделать через сайт. 

Хочу, чтобы Союз работал вне зависимости от того, кто им руководит. Для этого нужа конструкция — логичная, внятная, адекватная. И пусть живёт Союз», — заключает Жуков.
Говоря о композиторских конкурсах, в частности, о конкурсе «Партитура», Сергей Викторович подчёркивает их значимость:

«Профессия композитора безумна, потому что мы пишем ноты, закрываем партитуру, и больше её никто, кроме нас, не видит. Отдать партитуру дирижёру и услышать себя в изумительном инструменте под названием „симфонический оркестр“ дорогого стоит. 

Я снимаю шляпу перед теми, кто придумал конкурс „Партитура“. Благодарная, благодатная, плодотворная идея. Это трамплин, это прыжок для молодого композитора».
Впрочем, конкурс интересен и маститым маэстро от композиции. «Всю жизнь надо учиться. Учиться даже у молодых ребят, которым открылась какая-то идея, которую я, например, пропустил или которую в силу возраста я не могу открыть. Много лет я сижу на выпускных экзаменах в Московской консерватории и стараюсь ходить на все концерты молодых авторов. Мне интересно, что происходит в симфонической музыке, поскольку мой любимый инструмент — оркестр, я люблю для него писать. 

Еще 20-30 лет назад было много радикальной музыки, люди занимались поиском. Сейчас сочинения стали не то что более консервативными, но люди пытаются найти базовые основы, на которых музыка сможет двигаться дальше. Композиторы больше опираются на академические жанры. Такую тенденцию я наблюдаю последних три-пять лет. Это естественный процесс, дыхание, естественное развитие музыки», — уверен Сергей Жуков.
Подать заявку на конкурс «Партитура» можно до 1 мая на официальном сайте.

Последние события

РНМСО посвящает концерт Шнитке

Московская филармония продолжает отмечать 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке. Этой дате посвящён концерт 9 ноября в Зале Чайковского, открывающий абонемент РНМСО.

Вологодский Камерный театр приехал в Москву

На фестивале «Уроки режиссуры» представят «Спектакль в селе Огрызове» Вологодского Камерного театра. Показ пройдёт 5 ноября на Малой сцене Театра имени Маяковского.

Красноярский «Севильский цирюльник»

Премьера оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» состоится в Красноярском театре оперы и балета 9 и 10 ноября. Режиссёром-постановщиком выступила Ирина Лычагина.