Рашид Калимуллин: «Давайте будем патриотами в искусстве»

Дата публикации: 12 марта 2024

III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» продолжает приём заявок. К участию приглашают молодых авторов до 35 лет. Член жюри, председатель Правления Союза композиторов России Рашид Калимуллин считает, что композитору, окончившему консерваторию, во взрослой жизни приходится не просто:
«Надо самоутвердиться. Чтобы на тебя обратили внимание, чтобы тебе что-то могли заказать, чтобы ты мог зарабатывать на жизнь творчеством. Конкурс „Партитура“ способствует популяризации молодого композитора».
Иногда даже состоявшиеся композиторы могут оказаться за бортом музыкально-исполнительского процесса:
«Многие наши коллективы, театры мало обращают внимание на то, какая у нас база композиторская. Редко российские оркестры играют музыку ныне здравствующих композиторов. А зря. Мы ведь не то, что ничем не уступаем, мы гораздо лучше многих композиторов из разных стран. Я не только радуюсь, но и горжусь, что у нас такая российская, русская школа».
Рашид Фагимович вспоминает показательный случай:
«Однажды в Люксембурге на музыкальном фестивале был такой случай. Должны были исполнять композиторов разных стран. На открытие приехал Симфонический оркестр BBC, и целое отделение они играли произведения современных английских композиторов. Это противоречило правилам фестиваля, но, как оказалось, было обязательным условием для оркестра — 50% национальной музыки, поскольку коллектив финансируется государством.
Российские оркестры тоже не находятся на самообеспечении, но почему-то не играют свое современное национальное. В Союзе композиторов России мы часто поднимаем этот вопрос, но один Союз не в состоянии его решить. Здесь нужна совместная работа. В том числе Администрация Президента должна об этом задуматься. Давайте будем патриотами в искусстве».
Рассуждая о конкурсе «Партитура», Калимуллин отмечает и свой личный интерес к состязанию:
«Я с конкурсом „Партитура“ с самого начала. Я смотрю, как мыслят наши молодые композиторы, и вижу, как меняются принципы мышления в оркестровке. Сейчас оркеструют не так, как 20-30 лет назад. Большое воздействие оказывает киномузыка. Это не плохо. В кино оркестр идет от изобразительности, и здесь появляется новый тип оркестровки. Как создать воздух? Как сделать динамику? Как изобразить битву без использования сплошного tutti? Я считаю, мы движемся вперед. Когда слушаешь современные оркестровки вживую, ощущаешь дыхание музыки. А не в лоб всё дается, как это раньше делалось. Тонкое ощущение звуковой палитры способствует возникновению новых красок в музыке».
По мнению Рашида Фагимовича, на конкурсе «Партитура» нельзя ограничиваться финальным исполнением сочинений-победителей: «Должен быть прокат по стране. Эти сочинения должны исполниться несколькими оркестрами. Это было бы здорово».
Подать заявку на конкурс «Партитура» можно до 1 мая на официальном сайте.
Беседовала Наталия Сергеева

Последние события

В Екатеринбурге пройдёт пушкинский марафон

Произведения Пушкина будут читать на протяжении девяти часов в Екатеринбурге. 25 мая там пройдёт марафон с участием уральских актёров и музыкантов.

Екатерина Семенчук даст концерт с РНО

Меццо-сопрано Екатерина Семенчук выступит с Российским национальным оркестром под управлением Александра Рудина. Вечер состоится в Концертном зале имени Чайковского.

Лауреатов «Золотой маски» объявят 24 июня

Лауреаты театральной премии «Золотая маска» станут известны 24 июня. Их имена объявят на исторической сцене Театра имени Вахтангова.