Эгон Петри. «Фортепианный «Петриот»

Дата публикации: 23 марта 2021

Он соединил фортепианные традиции ХIХ и ХХ веков, учась в свое время у знаменитого Бузони, а потом воспитал гениального Огдона и подготовил к исполнению все клавирные сочинения Баха. 23 марта исполняется 140 лет со дня рождения замечательного немецкого пианиста, педагога и музыкального редактора Эгона Петри.
По происхождению он голландец и почти всю жизнь был гражданином Нидерландов, однако родился и жил в Германии и лишь незадолго до смерти принял американское подданство. Петри даже не знал родного языка, зато легко общался на немецком, английском, французском, итальянском, польском и русском. Его художественный облик сложился и неразрывно связан с немецкой музыкальной культурой. Хотя главным его наставником и кумиром был вовсе не немец, а итальянский виртуоз Ферруччо Бузони, носивший вдобавок имена крупнейших художников своей родины — Данте, Микеланджело и Бенвенуто. Он тоже учился и жил в Германии, где сформировался как представитель культуры этой страны под влиянием величайшего немецкого романтика, венгра по национальности, Ференца Листа. Последний, кстати, тоже не владел родным языком, говоря только по-немецки и по-французски, и завещал им обоим любовь и преданность немецкой музыке, прежде всего — творчеству Баха, делая первым из композиторов ХIХ века фортепианные транскрипции и переложения баховских произведений — клавирных, органных и хоровых, — порой, правда, весьма вольные. А вот адаптировать их в оригинальном виде для исполнения на современном фортепиано довелось уже двум его последователям — итальянцу и голландцу, и главным образом — второму из них.
Петри родился в немецком Ганновере в один год с Бартоком, Мясковским, Рославцем и Энеску. Его отец, известный голландский скрипач, ученик Вьетана и Иоахима, играл во многих оркестрах Германии, в том числе в знаменитом лейпцигском Гевандхаузе, и стал учить сына сперва на скрипке, потом на рояле. Учебу мальчик продолжил в дрезденской Кройцшуле, в которой за полвека до него учился Вагнер, и в Высшей музыкальной школе Дрездена, где занимался теорией музыки и композицией. Оба эти заведения, как и весь город, будут разрушены союзной авиацией в 1945 году. В число близких друзей отца входил итальянский пианист и композитор Бузони, чьи феноменальные исполнительские способности высоко ценили Лист, Брамс и Антон Рубинштейн. Бузони посвящает другу — голландцу свой скрипичный концерт, а также становится педагогом и творческим наставником его сына, с которым они не только вместе выступают на сцене, но и начинают гигантскую работу над 25-томным собранием клавирных сочинений Баха, подвергая их тщательному изучению, редактуре и адаптации к возможностям современных клавишных инструментов. Значение этого колоссального труда актуально по сей день. Большинство баховских творений сегодня звучит именно в этих редакциях. Да и сам Петри регулярно включает их в свои концерты, на которых исполняет и произведения обоих своих кумиров — Листа и Бузони. Кроме того, в его репертуаре сочинения Гайдна, Бетховена, Шопена, Франка, а также русских композиторов Чайковского и Метнера. Его игра обладает огромной внутренней силой, убежденностью и лишена какой-либо внешней аффектации. Порой она кажется отдельным критикам несколько педантичной и суховатой, но зато всегда максимально соответствует тому, что написано в нотах, то есть — авторскому замыслу.
Все эти качества Петри ярко демонстрирует в 1923 году, посетив СССР первым из зарубежных солистов. Его приезды, повторявшиеся потом в течение 14 лет, оставили огромный след в памяти советских музыкантов, открыв перед ними широкую панораму современного европейского пианизма. Произведенный им тогда эффект можно сравнить только с гастролями в нашей стране Глена Гульда спустя 40 лет. Другим его откликом на советскую действительность стали мастер-классы, открытые им в польском Закопане в 1927 году, когда наши пианисты во главе с Львом Обориным победили на 1-м конкурсе Шопена в Варшаве. Эти занятия продолжались вплоть до начала 2-й мировой войны, когда Петри буквально за день до вторжения фашистов в Польшу покидает ее и эмигрирует в США. Там он остается до конца жизни, преподает в различных колледжах и университетах, много записывается на радио и пластинки, а в 1955 году принимает американское гражданство. В Европе он также часто гастролирует, но за исключением своей реальной родины, Германии, развязавшей мировую войну. Его ученики по обе стороны Атлантики в шутку называют себя «петриотами», а он в тон им отвечает крылатыми фразами — «Я лучше нарушу музыкальный закон, чем позволю разрушиться музыке», «Метр и метроном изобретены человеком, а ритм рождён природой», «Готовьте аккорды заранее, над клавишами, не касаясь их». Лучший из его студентов, англичанин Джон Огдон, побеждает в Москве на Втором конкурсе Чайковского, разделив там первое место с советским пианистом Владимиром Ашкенази всего за несколько дней до смерти своего наставника, скончавшегося на новой родине, в американском городе Беркли, штат Калифорния.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Россияне заинтересовались книгами Кира Булычёва

Интерес к произведениям советского писателя-фантаста Кира Булычёва вырос на 45% после выхода в прокат фильма «Сто лет тому вперед», созданного по мотивам одноимённой повести.

Лондонский Королевский оперный театр меняет название

Лондонский Royal Opera House (Королевский оперный театр) переименовывается. Теперь он будет называться Royal Ballet and Opera (Королевский театр балета и оперы).

«МолОт» отмечает 15-летие

Гильдия молодых музыкантов «МолОт» отмечает 15-летие. Запланированы творческие встречи с председателем Гильдии, композитором Ярославом Судзиловским, а также мастер-классы и концерты.