От импрессионизма к симфоджазу

Дата публикации: 5 декабря 2023

Цикл концертов «МГАСО в Зарядье» продолжается в рамках Зимнего музыкального фестиваля «Зарядье», открывая любителям музыки новые грани симфонизма. В отличие от предыдущих программ этого сезона, 10 декабря слушатели погрузятся в музыку XX века: с Пятой авеню перенесутся на Елисейские поля, а затем вернутся на Манхэттен.
Морис Равель — один из самых известных представителей музыкального импрессионизма — течения, которое улавливает тончайшие оттенки чувств, мыслей, нюансы изображения картин природы. На создание шедевров Равеля вдохновляли античные мифы, детские сказки, фольклорные танцы. В его поздней музыке появляются элементы джаза. Сценарий балета «Дафнис и Хлоя» заимствован из одноименного романа Лонга, популярного в Эпоху Возрождения и полного идиллических образов. Равель получил заказ на музыку для балета от знаменитого антрепренера Сергея Дягилева, чьи «Русские сезоны» поразили парижан своей сценической эстетикой. Равель работал над сочинением в сельской местности в мае, и сумел передать в звучании красоту оживающей природы. Балет «Дафнис и Хлоя» в постановке Михаила Фокина оказался наиболее совершенным и поэтичным из произведений, поставленных труппой Дягилева, и после премьеры в 1912 г. пользовался оглушительным успехом. Позднее музыка была переработана Равелем в две оркестровых сюиты и стала одним из наиболее исполняемых произведений композитора на концертной сцене. Сам Равель писал о «Дафнисе и Хлое»: «В этом сочинении я задумал создать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воскресить подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца 18 века».
Джордж Гершвин говорил, что у него в голове больше мелодий, чем он может записать за 100 лет. Всю жизнь композитор мечтал о том, чтобы его музыку признали бы именно американской, и мелодии Гершвина действительно стали музыкальным олицетворением США. Идея «Рапсодии в стиле блюз» была предложена Гершвину дирижером Полом Уайтменом.
Жанр «Рапсодии» впервые вошел в музыку в 19 веке благодаря Ференцу Листу. Гершвин переработал композиционные приемы жанра, сложившиеся за несколько десятилетий, и написал «Рапсодию в стиле блюз» — экспериментальную концертную пьесу в стиле симфоджаз. Композитор предпринял попытку соединить разработку тематизма джазового типа для солиста-пианиста и симфонического оркестра. Сочинение совпало с расцветом регтайма и диксиленда, чьи отзвуки можно услышать в «Рапсодии». На премьере в 1924 года «Рапсодию» исполнил сам автор. В Зале Зарядье вы услышите «Рапсодию» в исполнении Алексея Мельникова.
Пьеса «Американец в Париже» написана под влиянием джаза и впечатлений от путешествия во Францию. Гершвина вдохновляло творчество Мориса Равеля, он мечтал учиться у него композиции. Однако, когда молодой джазмен и маститый импрессионист встретились, Равель прослушал работы Гершвина в исполнении автора и отказался учить Гершвина. «Зачем быть второсортным Равелем, если можно быть первоклассным Гершвином?» — спросил Гершвина Равель.
Отголоски бурного Парижа 1920-х слышны в каждой фразе «Американца». Многие критики были шокированы новым музыкальным языком Гершвина, на что Джордж отвечал: «Это не симфония Бетховена, знаете ли… Это юмористическая пьеса, в ней нет ничего торжественного. Она не предназначена для слез».
Симфоджаз получил дальнейшее развитие в период после Второй мировой войны в творчестве композитора, пианиста, дирижера и популяризатора академической музыки Леонарда Бернстайна. Мюзикл «Вестсайдская история» стал одной из легенд Бродвея и выдержал огромное количество постановок. Спустя несколько лет после премьеры, Бернстайн подготовил сюиту оркестровой музыки из шоу, назвав ее «Симфонические танцы из „Вестсадской истории“». В сюиту вошли танцевальные номера мюзикла от пролога до финала. Премьера сюиты прошла с огромным успехом в Карнеги-холле в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Лукаса Фосса. С тех пор «Симфонические танцы» Бернстайна постоянно исполняют на сценах ведущих концертных залов мира.
По материалам пресс-службы МГАСО

Последние события

Конкурс имени Корякина приглашает молодых композиторов и певцов

Международный конкурс имени Корякина приглашает к участию молодых композиторов и певцов, которые готовы исполнять в своей программе исключительно произведения русских классиков.

Ипполитовка покажет новую постановку оперы Даргомыжского «Русалка»

Оперная студия Ипполитовки представит новую постановку «Русалки» Даргомыжского. Премьерные показы пройдут 3 июня в «Театриуме на Серпуховке» и 5 июня в Государственном музее Пушкина.

Ольга Любимова приняла участие в российско-китайских переговорах

Стартовали перекрёстные Годы культуры России и Китая. Владимир Путин сейчас находится с госвизитом в КНР. В составе российской делегации и глава Минкультуры Ольга Любимова.