Фестиваль имени Горковенко пройдёт в Петербурге

Дата публикации: 4 декабря 2023

II Петербургский музыкальный фестиваль имени Горковенко начинает работу в Северной столице. На трёх концертах форума акцент сделают на новых или малоизвестных партитурах в авторских редакциях.
Откроется фестиваль 4 декабря в Капелле Петербурга. В исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга под руководством Антона Лубченко прозвучат две версии старинной легенды о докторе Фаусте: оратория Роберта Шумана «Сцены из „Фауста“ Гёте» и кантата Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».
Сочинение Шумана сочетает в себе элементы оперы, кантаты и оратории. В нём есть задумчивая задушевность, мистика, ирония — и эта многомерность делает «Сцены…» одной из вершин в творчестве композитора-романтика. Кантата Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» захватывает своей напряжённостью, прозорливостью и философской силой. Ни одно событие в мире академической музыки 1980-х не вызвало такого ажиотажа, как первое исполнение кантаты в СССР.
«Дело было в том, что партия Мефистофеля написана сразу для двух исполнителей: для самого высокого мужского голоса — контратенора — и самого низкого женского голоса, насколько это возможно. Получался такой тембровый парадокс: мужчина должен петь высоким голосом, женщина — низким», — рассказал идейный вдохновитель музыкального проекта, художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга Антон Лубченко.
Партию Мефистофеля, написанную на эстрадное контральто, должна была петь Алла Пугачёва. В итоге суперзвезда отказалась от участия, что не помешало арии Мефистофеля в жанре инфернального танго превратиться в легенду. В разные годы её пели Лариса Долина, Раиса Котова. На фестивале эту партию исполнит эстрадная певица Екатерина Бачурина. На партию контратенора приглашён из Москвы звёздный обладатель редкого мужского голоса Вадим Волков. Также в концерте заняты солисты Мариинского театра Екатерина Гончарова, Денис Закиров, Владимир Феляуэр, Юрий Власов.
7 декабря в Малом зале филармонии состоится «Семейный концерт для детей и взрослых», на котором впервые в России прозвучит симфоническая сказка Тома Вудса «Карнавал динозавров» для фортепиано, чтеца и небольшого оркестра. Дирижёр и композитор из Австралии Том Вудс завершал своё музыкальное образование в Москве у Владимира Понькина. Главная героиня симфонической сказки — Королева Динозавров — представляет диковинный мир древних существ, но при этом она добродушная и весёлая. «Я стал дедушкой, у меня родилась внучка. И однажды я сидел и думал, что бы такого интересного я мог для неё написать. Все дети обожают динозавров, они очень популярны. Потом стал искать звучание, которое бы подошло этому сочинению. Там есть электрогитара и другие инструменты, но главным остаётся рояль — король всех инструментов. Именно такой королевский инструмент символизирует нашу Королеву динозавров», — поделился Томас Вудс.
Завершится фестиваль 12 декабря в Концертном зале Мариинского театра исполнением оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Вместе с Губернаторским оркестром выступят ведущие солисты Мариинского театра. Главные партии исполнят Владимир Мороз и Мария Баянкина.
Опера при жизни композитора прозвучала единственный раз на закрытом показе и была подвернута разгромной критике. Через десять лет после смерти Прокофьева были предприняты попытки поставить её в Большом театре. Но опера все ещё казалась настолько экспериментальной, что даже вдова композитора и автор либретто Мира Мендельсон-Прокофьева согласилась на сильные — более 40% музыки — сокращения, перестановку сцен и переделку текста, который должен был стать более «советским» — без мистицизма и «странных ассоциаций» с древнегреческим мифом об Икаре. Однако в таком виде в годы «оттепели» опера показалась зрителю официозной и приспособленческой, породила массу шуток и надолго легла «на полку».
«Сейчас в нашем обществе появился, к счастью, запрос на духовность, на истинный патриотизм, на духовное очищение. Я верю, что эта опера наконец-то дождалась своего часа. История подвига Алексея Мересьева когда-то поразила всю страну. Во Второй мировой войне Советский Союз потерял почти 30 миллионов жителей. Я хочу, чтобы все это помнили, и мы это никогда не забудем», — отметил Владимир Мороз.
Для концертного исполнения на фестивале используется подлинная авторская редакция сочинения «трудной судьбы», не принятого современниками. Прокофьев верил, что вопреки критике выстраданная им опера будет жить. Авторскую редакцию по рукописям восстановил Антон Лубченко.

Последние события

Байройтскому фестивалю сократят финансирование

Байройтскому фестивалю придётся экономить. Некоторые акционеры планируют сократить свою долю в капитале смотра почти вдвое.

Творческие связи укрепляются

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» и Театр музыкальной комедии имени Камола Худжанди из Таджикистана подписали меморандум о сотрудничестве.

Умерла Элеонора Маклакова

Народный художник России, автор костюмов для театра и кино Элеонора Маклакова ушла из жизни в возрасте 84 лет. Об этом сообщает телеграм-канал Школы-студии МХАТ.