«Бег с барьерами» в музыкальном образовании в России

Дата публикации: 1 декабря 2023

Устранение издержек Болонской системы, различные, в том числе и финансовые вопросы подготовки российских музыкантов, растущая нехватка ряда музыкальных специалистов — вот лишь некоторые из тем, поднятых в ходе круглого стола «Современные проблемы российского музыкального образования», проведенного 1 декабря Общественным советом при Министерстве культуры Российской Федерации совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по культуре и сохранению духовного наследия.
Одна из проблем — утечка музыкальных «рук и мозгов» из России, считает художественный руководитель и главный режиссёр Московского государственного академического детского театра имени Наталии Сац. По словам Георгия Исаакяна, мы даже не представляем тех масштабов, в которых Россия снабжает весь мир своими кадрами, во всех лучших оркестрах мира за первыми пультами сидят выпускники наших консерваторий, во всех спектаклях участвуют выпускники наших музыкальных или театральных вузов, отметил он. А они нужны на Родине.
Георгий Исаакян: Мы за достаточно большие деньги готовим кадры, которые потом используются не страной. Уже сейчас очень многие оркестры не могут укомплектовать группы духовых инструментов. Причем ведущие оркестры страны, я уже не говорю про региональные. А при этом мы со стороны системы образования не очень стимулируем приток. И цифры приёма год от года не очень радуют. И на многие специальности, которые очень необходимы музыкальным коллективам, идет недобор.
Что же касается необходимости существования в России Болонской системы образования, с её возможностями и имеющимися недостатками, то об этом говорил Валерий Ворона, ректор Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Валерий Ворона: Здесь есть некоторые стереотипы, сложившиеся в мире. Вот если к нам едут иностранцы, а у нас нет бакалавров и нет магистратуры, то они идут в другие вузы. Только в этом я вижу какую-то необходимость системы. Названия надо поменять. А наша школа, наш специалитет, за который мы всегда боролись, — это передовое, это накопления, которые учитывают все мировые достижения. И они должны быть главенствующими. Наш исторический опыт и наши культурные достижения имеют общечеловеческое значение. За последние 150 лет мы главные генераторы всех процессов. И в музыке, и в культуре. И сейчас этим надо воспользоваться, риски есть потерять наши конкурентные преимущества. Но нам ничто не мешает стать лидером в евроазиатском пространстве. Создать свои критерии для вузов, создать свои параметры и алгоритмы развития этой сферы.
Ректор Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона озвучил и еще одну важнейшую для российской культуры тему преемственности поколений, необходимости передачи знаний, опыта и профессионализма от учителя к ученику. И в годы Гражданской, и в годы Великой Отечественной войны удалось сохранить и сберечь музыкальную элиту — и таланты, и педагогов. Но в последние три десятилетия тенденции наметились негативные.
Валерий Ворона: Самыми провальными оказались 90-е годы. Ушли наши титаны из жизни, молодежь не пошла в педагогику. И сейчас школа в этом плане испытывает довольно опасный период. Нужны кардинальные меры поддержки педагогов.
По словам ректора Московской консерватории Александра Соколова, ценность российской системы непрерывного музыкального образования никогда не вызывала сомнений.
Александр Соколов: «Сегодня были все, кто связаны с этой сферой: ректоры ведущих вузов, руководители театров. У каждого был свой взгляд на проблему. На пересечении этих взглядов и возникла стройная картина».
Председатель Общественного совета при Минкультуры, композитор Александр Чайковский убеждён, что творческим вузам необходимо уделять больше внимания.
Александр Чайковский: Я считаю, что самая главная проблема — это проблема недооценки культурных вузов. И мне кажется, что сегодня здесь были высказаны многие замечания, и у нас была замечательная дискуссия.
По результатам круглого стола «Современные проблемы российского музыкального образования» будет подготовлен итоговый документ с предложениями для федеральных органов власти рассмотреть возможность внести изменения в соответствующие нормативные документы.
Владимир Федорович

Последние события

В Петербурге стартовал фестиваль уличных театров «Елагин парк»

XII Международный фестиваль уличных театров «Елагин парк» стартовал 26 июля в Центральном парке культуры и отдыха имени Кирова в Петербурге с масштабного карнавального шествия.

В Крыму открыли новую киностудию

На фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму открыли павильонный комплекс студии «Юг.Кино». Площадь центра — почти 4 тысячи квадратных метров. В этом году там стартуют съёмки двух сериалов.

«Каспийские сезоны» пройдут в Астрахани

Международный фестиваль классического искусства «Каспийские сезоны» пройдёт в Астрахани с 17 августа по 1 сентября. Смотр соберёт ведущих артистов из семи стран.