Карл Черни: самый исполняемый композитор в мире

Дата публикации: 21 февраля 2021

Он, безусловно, самый исполняемый музыкальный автор в мире, хотя почти все его произведения звучат не в концертных залах, а на домашних и школьных уроках, и в основном, в исполнении начинающих музыкантов. 21 февраля исполняется 230 лет со дня рождения выдающегося австрийского пианиста, педагога и композитора Карла Черни.
Карл Черни: самый исполняемый композитор в мире
Все юные пианисты мира учатся и совершенствуют свои навыки на его знаменитых этюдах, без которых освоить классическое фортепианное искусство практически невозможно. Ежедневно огромная армия будущих виртуозов, — а их в одном только Китае около 70 миллионов, — садится за рояль, чтобы овладеть азами игры на этом инструменте, и едва ли не каждый при этом обращается именно к Черни. Можно сказать, что его музыка звучит на нашей планете постоянно, без перерывов и выходных, причем столь высоким показателем, наверное, не могут похвастаться ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен — даже вместе взятые. И всё это благодаря тихому и скромному, но на редкость плодовитому автору, которого обожают все преподаватели музыки и искренне ненавидят их многострадальные ученики, вынужденные часами заучивать его трудные и неудобные пассажи и обороты. К счастью, далеко не всем из них эти страдания окупятся сторицей, ведь только единицы станут впоследствии настоящими фортепианными звёздами, большинство же просто уйдет в другие сферы деятельности и забудет свои детские занятия, как страшный сон. Ну, а те, кто сам станет преподавать, — и таких тоже немало, — будут задавать своим воспитанникам вновь те же самые трудные однообразные пьесы, на которых росли и мучились сами.
Черни жил и творил в эпоху бурного подъема фортепианного исполнительства, когда вместо старых и ограниченных клавесинов и клавикордов появляются новые, большие и роскошные инструменты, с огромными техническими возможностями и широким звуковым диапазоном. В расчете на них композиторы начинают писать более смелые и разнообразные по языку и фактуре произведения. Такова, например, одна из поздних сонат Бетховена № 29, предназначенная им для специального молоточкового фортепиано и получившая именно такое название — «Хаммерклавир». В начале XIX века одна за другой появляются фирмы, производящие прекрасные рояли, звучащие и выглядевшие действительно по-королевски (само слово рояль так и переводится — королевский) — Эрар, Плейель, Блютнер, Шредер, Бехштейн и другие. И чтобы покорять с их помощью гигантские залы и аудитории, требовались искуснейшие маги, виртуозы и чародеи исполнительского мастерства, которых воспитывали замечательные педагоги и композиторы Гуммель, Клементи, Вик, Калькбреннер, Мошелес и многие другие. Но самый главный среди них, безусловно — Черни.
Сын венского музыканта, чеха по происхождению, он уже в 9 лет выступает с сольными концертами, а еще через год становится учеником великого Бетховена, преклонение перед которым сохранит на всю жизнь. Он сделает фортепианные переложения многих симфонических и камерных сочинений своего наставника и даже будет давать уроки игры на рояле его беспутному племяннику, кстати — тоже Карлу. Черни, как и его кумир, полностью откажется от семейного счастья и останется бездетным и неженатым, отдав все свои силы и талант музыке. К 16 годам он уже — один из лучших преподавателей Вены. Попасть к нему в класс стремятся не только многие музыканты из этого города, но и со всей Австро-Венгрии. В частности, у него учится приехавший из далекой венгерской глубинки гениальный Ференц Лист, а также его будущий заклятый соперник Сигизмунд Тальберг. Позже они будут оспаривать между собой звание лучшего пианиста Европы. Для них и прочих своих многочисленных учеников Черни специально создает соответствующий репертуар, призванный помочь им в освоении приемов игры на фортепиано. Он пишет сотни пьес, упражнений и экзерсисов под общим названием «этюды», которые рассчитаны на все основные технические приемы исполнения — гаммы, арпеджио, октавы, трели и прочее, и на разную степень подготовки музыкантов — от начинающих до самых продвинутых. Им созданы тысячи таких произведений прикладного характера, ставшие настоящей библией фортепианного искусства, которые используются в практике обучения по сей день. Но нередко к ним обращаются и прославленные пианисты, уже добившиеся широкого признания, для поддержания, так сказать, хорошей технической формы. Так делали Танеев, Сафонов, Рахманинов, Плетнёв и другие.
Помимо этюдов, Черни оставил также немало сочинений других жанров — мессы, оратории, сонаты, симфонии, которые, правда, остались большей частью в рукописях и только сейчас начинают понемногу звучать на концертной эстраде.
За более чем тысячу своих фортепианных опусов, всегда пользовавшихся огромным спросом и регулярно выпускаемых разными нотными издательствами, Черни накопил за 66 лет жизни значительные денежные средства, которые, за неимением наследников, завещал различным художественным организациям, в том числе Венскому обществу любителей музыки.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Радио «Орфей» посвящает Андрею Эшпаю «Партитуру жизни»

Сегодня, 15 мая, исполняется 100 лет со дня рождения композитора Андрея Яковлевича Эшпая! Столетию со дня рождения народного артиста СССР мы посвящаем радиосериал «Партитура жизни».

Фестиваль Мстислава Ростроповича проведут в Оренбурге

XIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича пройдёт в Оренбурге с 28 по 31 мая. В программу вошли опера Верди «Риголетто», выступления пианиста Ильи Папояна и актрисы Юлии Рутберг.

«Ленинградская музыкальная весна» продолжается

Симфонический оркестр Мариинского театра представит программу «Хронос» в Концертном зале Мариинки 16 мая в рамках 58-го фестиваля петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна».

Поиск по сайту