Карл Черни: самый исполняемый композитор в мире

Дата публикации: 21 февраля 2021

Он, безусловно, самый исполняемый музыкальный автор в мире, хотя почти все его произведения звучат не в концертных залах, а на домашних и школьных уроках, и в основном, в исполнении начинающих музыкантов. 21 февраля исполняется 230 лет со дня рождения выдающегося австрийского пианиста, педагога и композитора Карла Черни.
Карл Черни: самый исполняемый композитор в мире
Все юные пианисты мира учатся и совершенствуют свои навыки на его знаменитых этюдах, без которых освоить классическое фортепианное искусство практически невозможно. Ежедневно огромная армия будущих виртуозов, — а их в одном только Китае около 70 миллионов, — садится за рояль, чтобы овладеть азами игры на этом инструменте, и едва ли не каждый при этом обращается именно к Черни. Можно сказать, что его музыка звучит на нашей планете постоянно, без перерывов и выходных, причем столь высоким показателем, наверное, не могут похвастаться ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен — даже вместе взятые. И всё это благодаря тихому и скромному, но на редкость плодовитому автору, которого обожают все преподаватели музыки и искренне ненавидят их многострадальные ученики, вынужденные часами заучивать его трудные и неудобные пассажи и обороты. К счастью, далеко не всем из них эти страдания окупятся сторицей, ведь только единицы станут впоследствии настоящими фортепианными звёздами, большинство же просто уйдет в другие сферы деятельности и забудет свои детские занятия, как страшный сон. Ну, а те, кто сам станет преподавать, — и таких тоже немало, — будут задавать своим воспитанникам вновь те же самые трудные однообразные пьесы, на которых росли и мучились сами.
Черни жил и творил в эпоху бурного подъема фортепианного исполнительства, когда вместо старых и ограниченных клавесинов и клавикордов появляются новые, большие и роскошные инструменты, с огромными техническими возможностями и широким звуковым диапазоном. В расчете на них композиторы начинают писать более смелые и разнообразные по языку и фактуре произведения. Такова, например, одна из поздних сонат Бетховена № 29, предназначенная им для специального молоточкового фортепиано и получившая именно такое название — «Хаммерклавир». В начале XIX века одна за другой появляются фирмы, производящие прекрасные рояли, звучащие и выглядевшие действительно по-королевски (само слово рояль так и переводится — королевский) — Эрар, Плейель, Блютнер, Шредер, Бехштейн и другие. И чтобы покорять с их помощью гигантские залы и аудитории, требовались искуснейшие маги, виртуозы и чародеи исполнительского мастерства, которых воспитывали замечательные педагоги и композиторы Гуммель, Клементи, Вик, Калькбреннер, Мошелес и многие другие. Но самый главный среди них, безусловно — Черни.
Сын венского музыканта, чеха по происхождению, он уже в 9 лет выступает с сольными концертами, а еще через год становится учеником великого Бетховена, преклонение перед которым сохранит на всю жизнь. Он сделает фортепианные переложения многих симфонических и камерных сочинений своего наставника и даже будет давать уроки игры на рояле его беспутному племяннику, кстати — тоже Карлу. Черни, как и его кумир, полностью откажется от семейного счастья и останется бездетным и неженатым, отдав все свои силы и талант музыке. К 16 годам он уже — один из лучших преподавателей Вены. Попасть к нему в класс стремятся не только многие музыканты из этого города, но и со всей Австро-Венгрии. В частности, у него учится приехавший из далекой венгерской глубинки гениальный Ференц Лист, а также его будущий заклятый соперник Сигизмунд Тальберг. Позже они будут оспаривать между собой звание лучшего пианиста Европы. Для них и прочих своих многочисленных учеников Черни специально создает соответствующий репертуар, призванный помочь им в освоении приемов игры на фортепиано. Он пишет сотни пьес, упражнений и экзерсисов под общим названием «этюды», которые рассчитаны на все основные технические приемы исполнения — гаммы, арпеджио, октавы, трели и прочее, и на разную степень подготовки музыкантов — от начинающих до самых продвинутых. Им созданы тысячи таких произведений прикладного характера, ставшие настоящей библией фортепианного искусства, которые используются в практике обучения по сей день. Но нередко к ним обращаются и прославленные пианисты, уже добившиеся широкого признания, для поддержания, так сказать, хорошей технической формы. Так делали Танеев, Сафонов, Рахманинов, Плетнёв и другие.
Помимо этюдов, Черни оставил также немало сочинений других жанров — мессы, оратории, сонаты, симфонии, которые, правда, остались большей частью в рукописях и только сейчас начинают понемногу звучать на концертной эстраде.
За более чем тысячу своих фортепианных опусов, всегда пользовавшихся огромным спросом и регулярно выпускаемых разными нотными издательствами, Черни накопил за 66 лет жизни значительные денежные средства, которые, за неимением наследников, завещал различным художественным организациям, в том числе Венскому обществу любителей музыки.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Лучшие фильмы XXI века

Опубликован рейтинг 100 наиболее значимых фильмов XXI века. В голосовании участвовали режиссёры, актёры и сценаристы. На первом месте оказались «Паразиты».

Ночь Чайковского

Премьера оперы «Иоланта» в авторской постановке Юрия Башмета состоится в усадьбе Демьяново в Клину, где 5 июля пройдёт традиционная «Ночь Чайковского».

«Орфей» вещает из Суздаля!

На Летнем фестивале Дениса Мацуева в Суздале работает выездная студия радио «Орфей»! Специальные выпуски программы «В пределах классики» слушайте в 12:20 и 16:20 по московскому времени!.

Поиск по сайту