«Шостакович. Летопись эпохи»

Дата публикации: 7 февраля 2021

Астраханский театр оперы и балета представил концерт, посвящённый грядущему юбилею со дня рождения Дмитрия Шостаковича. 7 февраля публика услышала два знаковых произведения советского гения — Пятую симфонию и редко исполняемую ораторию «Песнь о лесах», которая стала для астраханцев премьерой. Вечер «Шостакович. Летопись эпохи» вошёл в историю юбилейного 25-го сезона театра. Его художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Воронин считает, что подобные симфонические концерты очень важны для театра.
Валерий Воронин: «Уже больше пяти лет мы делаем зимой симфонические концерты. Наш оркестр в городе один, у нас в основном, конечно, оперно-балетный репертуар, но так как я большой поклонник симфонической музыки, я стараюсь её пропагандировать. В наше время часто играют небольшие фрагменты из популярных сочинений, но я считаю, что мы всё же должны держать планку и пропагандировать серьезный подход к классической музыке. Я стараюсь выбирать такие произведения, которые нельзя услышать каждый день. Например, симфонии Малера, Четвертый фортепианный концерт Рубинштейна, Третий концерт Бартока и так далее. В этом году мы подошли к творчеству Шостаковича, предвосхищая грядущий юбилей со дня рождения композитора».
«Советская трагедия как жанр имеет полное право на существование…» — так говорил Дмитрий Шостакович о своей Пятой симфонии. Её ставят на один уровень со старшими сестрами — Пятой Бетховена и Пятой Чайковского. Одним из самых пронзительных и глубоких сочинений в творчестве композитора открывается вечер на сцене Астраханского театра оперы и балета. По словам Валерия Воронина, эта музыка была и остаётся актуальной во все времена.
Валерий Воронин: «Я тщательно продумывал название концерта. В словах „Летопись эпохи“, на мой взгляд, заключено очень многое. Потому что Шостакович — не просто гений мировой культуры, но и целая музыкальная эпоха 20 века. В нем находят отражение все события непростого времени. Пятая симфония — символ того поколения, в котором жил Шостакович. Многие говорят, что это произведение показывает личность, прошедшую сквозь страдания и пришедшую к оптимизму. Но это не совсем так. Это страшная судьба человека в бесчеловечном мире. Всем известно, в каком состоянии был Дмитрий Шостакович, когда писал эту музыку, какие события происходили в его жизни в тот момент, и какие нужны были силы и высокие внутренние идеалы, чтобы создать Пятую симфонию. Нельзя сказать, что в финале — однозначная победа светлого будущего, это, в первую очередь, трагедийная история. Но, тем не менее, человек всё же духовно возвышается над всем, что происходит в бренном мире. Чем больше я погружаюсь в мстериал, тем больше нахожу того, что не заметно с первого прочтения. Эта музыка очень глубоко заходит в душу музыкантам и слушателям. Для меня Шостакович очень близок в идейном плане к Малеру. Кто-то сказал, что Малер был прологом к апокалипсису 20 века, а Шостакович стал его воплощением».
Событием для астраханских меломанов стала премьера оратории Дмитрия Шостаковича «Песнь о лесах» на стихи Евгения Долматовского. Сочинение для тенора, баса, смешанного хора и симфонического оркестра исполняют очень редко. Для того, чтобы воплотить в действие масштабный замысел композитора, на сцену вышли две сотни человек. Это оркестр и хор Астраханского театра оперы и балета, детский хор музыкальной школы 1, солисты Егор Журавский и Тимофей Вершинин, а также приглашённый коллектив — Государственный хор Республики Калмыкия имени Анатолия Цебекова под руководством Ольги Сердюковой. По её словам, участвовать в исполнении такого монументального сочинения — огромная честь и радость.
Ольга Сердюкова: «Для калмыков времена репрессий и страшные события 20 века — очень тяжелая тема. Тем не менее, исполнять эту музыку здесь, в Астраханском театре оперы балета, — для нас огромный праздник. Мы считаем, что нам очень повезло участвовать в этом проекте. Когда чувствуешь на сцене такую мощь оркестра и сводного хора — эмоции невероятные!»
Эталон музыкального соцреализма — оратория «Песнь о лесах» действительно завораживает размахом звучания. Главный хормейстер Астраханского театра оперы и балета Галина Дунчева считает, что исполнение такой масштабной «хоровой фрески» требует от участников больших сил.
Галина Дунчева: «Оратория „Песнь о лесах“ никогда не исполнялась в Астрахани, а первое исполнение — это всегда и почетно и ответственно и просто здорово. Здесь требуется немало сил, тем более с участием сводного хора, который во все времена был показателем престижа. Особенно модными были выступления сводного хора во времена Сталина, Брежнева. Такое масштабное звучание — это всегда очень здорово. В прошлом году мы должны были исполнять это произведение на юбилей победы, но этого не случилось по известным причинам. Зато сейчас мы подкрепили силы еще и хором из Калмыкии. В большинстве своем в „Песне о лесах“ интонации мелодичные, понятные. Сложности возникают только в седьмом номере — „Слава“. Здесь Шостакивич демонстрирует мастерство полифониста, представляя тройную фугу на семь четвертей, которая исполняется в очень быстром темпе. В целом, оратория требует от исполнителей и вокальной и физической выносливости».
В оратории «Песнь о лесах» семь частей: Когда окончилсь война; Оденем Родину в леса; Воспоминания о прошлом; Пионеры сажают леса; Комсомольцы выходят вперед; Завтрашняя прогулка; Слава. Несмотря на то, что Шостакович создавал эту музыку, выполняя партийное задание, не всё так очевидно, считает солист хора, тенор Егор Журавский.
Егор Журавский: «Сложность заключается в монументальности произведения. Большой состав участников, хор, симфонический оркестр провоцируют на сильную атаку, но так можно быстро потерять все силы. Из-за этого приходится немного прибирать звук, рассчитывать энергию на всё время исполнения. Хотя мой номер еще более спокойный, относительно всего произведения. В оратории Шостаковича, как мне кажется, не всё так просто по смыслу, он здесь более глубокий. Хотя мы и поем, в основном, про восхваление советской власти. Но ведь есть слова, а есть музыка. А в музыке можно выразить многое при помощи гармонии, определенных мелодических ходов. И мне кажется, мнение о власти Шостакович как раз выразил в музыкальном материале. После исполнения я чувствую воодушевление, подъем сил, даже несмотря на то, что оратория — хорошая проверка музыкантов на выносливость. В профессиональном плане для меня каждое выступление с оркестром — это шаг вперед».
Астраханский театр оперы и балета — центр культурной жизни для города. И концерт «Шостакович. Летопись эпохи», посвящённый грядущему 115-летию со дня рождения композитора, в очередной раз подарил праздник. Музыка Шостаковича хоть и отражает трудности и переживания человека 20 века, но в ней есть самое главное — сила духа.
Валерий Воронин: «Я думаю, нам нельзя забывать страшные события истории для того, чтобы знать, что происходило в мире, и что может быть. Но, в то же время, человеку нужно обязательно верить во что-то хорошее, учиться предчувствовать это. Без веры живется труднее. Ведь всегда есть вероятность того, что всё может измениться в лучшую сторону».
Трансляцию концерта можно посмотреть по ссылке.
Текст: Марина Сёмина

Последние события

Электронная база знаний

Российское духовое общество создаст собственную электронную базу специальной литературы для музыкантов жанра духового и ударного исполнительства.

Фестиваль ко дню рождения классика

Фестиваль «Гоголевская весна» с лекциями, мастер-классами, кинопоказами и концертами пройдёт в апреле в Доме Гоголя в честь 215-летия со дня рождения писателя.

Последнюю пьесу Уайльда поставили в Москве

Премьера в театре «Школа драматического искусства» — «Идеальный муж» по одноимённой пьесе Оскара Уайльда. В спектакле вживую будет исполнена оригинальная музыка, написанная Григорием Ауэрбахом.