Джованни Пачини: рекордсмен итальянской оперы XIX века

Дата публикации: 17 февраля 2021

Он написал за свою жизнь свыше 70 опер — больше, чем кто-либо из его современников. Они шли на всех сценах Италии и других стран, но так и не пережили своего создателя. 17 февраля исполняется 225 лет со дня рождения итальянского композитора, педагога и теоретика Джованни Пачини.
Вообще в Италии было много композиторов со схожими фамилиями — Пиччини, Пиччони, Паппини, Каччини, Пуччини, — и каждый оставил большой след в музыкальном искусстве, особенно последний из них. Но Пачини все же стоит особняком. Его оперные произведения были очень востребованы при жизни автора и ставились на лучших сценах страны — в Риме, Милане, Неаполе, Флоренции… В течение полувека он ежегодно писал новые оперы и стал рекордсменом по их количеству среди своих коллег. При этом ему удавалось довольно долго выдерживать конкуренцию с такими великими современниками, как Россини, Беллини, Доницетти, Меркаданте, и в то же время реально осознавать пределы собственных возможностей. Так, слушая их шедевры, он не раз хотел расстаться с искусством, но всегда находил в себе силы вернуться к работе. И лишь появление гениального Верди окончательно расставило все по своим местам, четко обозначив художественные приоритеты. Выяснилось, что музыке Пачини, при всей ее красоте, мелодичности, эмоциональности и отточенности, порой не хватало убедительности, доходчивости и самой обычной популярности. Ему так и не удалось создать ни одной яркой, хитовой темы или мелодии, не говоря уже о целой опере, которая бы сразу ассоциировалась именно с ним и стала бы символом его творчества. Зато у него были многие другие достоинства, не только музыкальные, которые и помогли сохранить в истории память о нем.
Джованни Пачини: рекордсмен итальянской оперы XIX века
Пачини родился в городе Катания на Сицилии на 5 лет раньше своего именитого земляка, будущего классика бельканто, Винченцо Беллини. Его музыкальная семья происходила из Тосканы, что на противоположном, северном конце Италии, куда он впоследствии и вернется. С детства получив прекрасное образование в Риме, Болонье и Венеции у разных педагогов, юноша уже в 17 лет обращается к самому популярному национальному жанру — оперному и отдает ему все силы. Вначале он пишет комические оперы, как и его кумир Россини, но вскоре расширяет свою палитру, создавая более серьезные драматические произведения, в том числе и исторические. При этом его не особо заботит выбор тем и сюжетов, которые далеко не всегда отличаются свежестью и оригинальностью. Многие из них использовались другими авторами как до, так и после него — от Генделя и Моцарта до Керубини и Массне. Это «Сафо», «Медея», «Александр в Индии», «Цезарь в Египте», «Каменный гость», «Жанна Дарк»… Композитор, часто ограниченный жесткими условиями контракта, мог буквально за месяц, а то и еще быстрее, сочинить целую оперу практически на любой текст. Главное — успеть к сроку премьеры, для чего важно не столько вдохновение, сколько мастерство и профессионализм, чем в должной мере обладал и сам Пачини, и его главные конкуренты, особенно Доницетти. Но, к счастью, ему все-таки выпал один счастливый шанс создать нечто принципиально новое.
В ноябре 1825 года, всего за месяц до восстания декабристов в далеком Санкт-Петербурге, композитор пишет свою самую необычную оперу «Последний день Помпеи» о гибели античного города при извержении Везувия. Яркая драматическая музыка этого спектакля в сочетании с красочной постановкой привлекает к себе внимание его русских друзей, живших тогда в Италии — художника Брюллова и его покровительницы, графини Самойловой. Позже она возьмет на воспитание двух дочерей овдовевшего итальянского музыканта, Брюллов же создаст на ту же историческую тему одно из своих лучших живописных полотен, где изобразит и саму красавицу-графиню, и даже самого себя. А Пачини с тех пор входит в число ведущих оперных творцов Италии, заменив уехавшего в Париж Россини, и становится главным предшественником следующего музыкального лидера страны — Джузеппе Верди. Но и после появления романтических шедевров последнего — «Трубадура», «Травиаты», «Риголетто», «Набукко» и других, композитор, верный своим прежним принципам, продолжает писать собственные оперы, но достичь былого успеха уже не сможет. Он создает также симфонические и хоровые произведения, в том числе Реквием памяти Беллини — своего земляка, открывает музыкальную школу в Виареджо — на родине своих тосканских предков, пишет несколько теоретических трудов о музыке и мемуары с воспоминаниями о себе и своих великих современниках.
Пачини умер на 71-м году жизни в тосканском городе Пеше и похоронен там в церкви Св. Бартоломея. Сейчас его богатое наследие вновь возрождается, правда, звучит оно, в основном, на пластинках и концертной эстраде, а не в музыкальном театре, который он так любил.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

В Петербурге стартует «Бродский Drive»

XI Международный музыкальный фестиваль «Бродский Drive» открывается 11 июля в Петербурге. Смотр соберёт любителей джаза в Шереметевском саду, рядом с Музеем Анны Ахматовой.

Мельница «Мулен Руж» снова вращается

Крылья мельницы знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вновь начали вращаться спустя более года после обрушения старой конструкции. 10 июля состоялся торжественный запуск обновлённых лопастей.

Наследники традиций русской вокальной школы

Финальный тур XI Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой начинается 11 июля в Санкт-Петербурге. Участвуют 70 певцов из России, Белоруссии и Канады.

Поиск по сайту