Михаэль Преториус. «Староста немецкой барочной музыки»

Дата публикации: 15 февраля 2021

Он не только создал много ярких музыкальных сочинений, но также собирал, хранил и изучал музыку других авторов, благодаря чему и получил свое латинское прозвище. 15 февраля исполняется 450 лет со дня рождения и 4 века со дня смерти выдающегося немецкого композитора, органиста и ученого Михаэля Преториуса.
Михаэль Преториус. «Староста немецкой барочной музыки»
Его настоящая, типично немецкая фамилия — Шульц, или Шультесс, что дословно значит «староста», «ответственное лицо» и даже «сборщик налогов», а по-латыни то же самое называется Преториус. И именно под этим именем он вошел в историю, поскольку сам прекрасно владел этим древним языком, помимо еще 5-ти современных, и даже писал на нем многие свои научные труды. Но главное в том, что он является не только и не столько создателем собственных оригинальных творений, сколько собирателем, хранителем, публикатором и исследователем музыкальных достижений своих предшественников и современников. Благодаря ему до нас дошла значительная часть того старинного наследия, по которому нынешние аутентисты изучают и исполняют музыку Ренессенса и Барокко практически в оригинальном виде и на инструментах, максимально приближенных к их историческим аналогам. Таким образом, Преториус для нас — это не просто художник, мастер и творец, а прежде всего коллекционер всевозможных музыкальных древностей.
К сожалению, известно о нем не так много. Никто даже не знает, когда точно он родился. Поэтому за основу взяли дату его смерти и от нее отсчитали полвека назад, сколько он и прожил. В результате получились красивые симметричные цифры, говорящие о том, что он родился и умер в один и тот же день. Его родина — маленький городок Кройцбург в 12 км от Эйзенаха, где спустя 100 с лишним лет появится на свет великий Бах. Так что они — ближайшие земляки. Более того, Преториус окончил тот же самый университет во Франкфурте на Одере, в который позже поступит и второй сын его гениального коллеги — Филипп Эммануил. А дальше ему повезет почти всю жизнь служить при дворе герцога Брауншвейгского в городе Вольфенбюттеле, тогда как большинство немецких музыкантов, в том числе и Бахи, постоянно скитались по стране в поисках лучшего применения своих сил. Видимо, это устойчивое положение и помогло Михаэлю издать при жизни большую часть своего творческого наследия, что мало кому удавалось из его собратьев по профессии. Так, уже в начале XVII века выходят в свет первые сочинения 30-летнего автора, а затем публикуются еще целых 17 томов его произведений общим количеством свыше тысячи опусов. Это главным образом духовная музыка, органная и хоровая, для церковных богослужений, часто с использованием протестантского хорала — мессы, мотеты, псалмы, магнификаты и прочие композиции на религиозные тексты. Но есть у него и светские жанры, а именно модные тогда французские танцы, поскольку немецкая знать во всем стремилась подражать Людовикам из Версаля, в том числе и в танцевальной музыке. Это бранли, бурре, куранты, гальярды, гавоты, и т. д. — всего около 300 пьес. Все они объединены в сборник «Терпсихора, пятая муза» и подсказаны композитору придворным танцмейстером герцога, французом Антуаном Эмро.
Не менее, а может быть, и более ценная часть творческого наследия Преториуса — капитальный трактат Syntagma Musicum («Устройство музыки») в 3-х томах с приложением, которые печатались с 1614 по 1620 год. Здесь автор подробно описывает историю европейского музыкального искусства с древних времен до текущего момента (1том), применяемые в ней 42 инструмента и принципы игры на них (2 том) с дополнением в виде подробных рисунков каждого, а также используемые в тогдашней композиторской практике основные жанры, термины и технические приемы, включая генерал-бас, полихоральность и т. п. (3 том). Этот труд стал универсальной энциклопедией, бесценным художественно-научным памятником того времени и основным источником наших знаний о нем. Не случайно, что почти все нынешние сторонники подлинного, исторического исполнительства неизменно обращаются к творениям Преториуса, одного из самых ярких и типичных представителей музыки позднего Ренессанса и раннего барокко. Да и само его композиторское творчество сегодня переживает период настоящего возрождения. К сожалению, прожил он крайне мало, всего 50 лет, и умер в Вольфенбюттеле, где провел почти половину жизни. Его похоронили прямо под органом церкви Св. Марии, на котором он играл ровно четверть века.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

В Петербурге стартует «Бродский Drive»

XI Международный музыкальный фестиваль «Бродский Drive» открывается 11 июля в Петербурге. Смотр соберёт любителей джаза в Шереметевском саду, рядом с Музеем Анны Ахматовой.

Мельница «Мулен Руж» снова вращается

Крылья мельницы знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вновь начали вращаться спустя более года после обрушения старой конструкции. 10 июля состоялся торжественный запуск обновлённых лопастей.

Наследники традиций русской вокальной школы

Финальный тур XI Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой начинается 11 июля в Санкт-Петербурге. Участвуют 70 певцов из России, Белоруссии и Канады.

Поиск по сайту