Фестиваль Open Look завершился в Петербурге

Дата публикации: 24 августа 2023

В Санкт-Петербурге прошёл юбилейный — ХХV Международный фестиваль современного танца Open Look. За 6 дней публика увидела 17 спектаклей хореографов из России, Беларуси, Армении, Венгрии, Германии, 8 опытных педагогов провели 15 мастер-классов, в которых приняли участие танцовщики из 20 российских городов.
«Зачем мы сделали фестиваль? Нам справедливо казалось, что современный танец нужен городу, стране, людям. Конечно, фестиваль за эти годы трансформировался. При этом мы никогда не гнались за масштабом, для нас и тогда, и сейчас были важны перспектива, открытость новому, взгляд в будущее», — говорит директор фестиваля Вадим Каспаров.
В фокусе программы юбилейного форума оказались премьеры талантливых хореографов из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Краснодара, Челябинска, Костромы, Новосибирска, Минска, Еревана. Практически все из них были впервые показаны в Северной столице. Открылся фестиваль спектаклем «Вместе поодиночке» в постановке московского хореографа, победителя фестиваля «Танцсоюз» Виктории Арчая. Историю о поиске баланса, точки опоры в новых жизненных обстоятельствах исполнили танцовщики Компании современного танца Libertatem.
«“Вместе поодиночке» — спектакль, в котором есть интимность и общественное начало, самоотречение и уязвимость, свобода движения и ритуальность, символическое и эстетическое, принятие и непринятие непредсказуемости чужих, но близких тел», — пишет Инна Зайцева в арт-журнале «Около».
Эксклюзивным событием Open Look стали премьеры постановок, состоявшиеся на фестивале. Среди них — спектакль «Диалоги» в постановке Ольги Поны. Артисты Челябинского театра современного танца продемонстрировали, что диалог — это не просто разговор, это сотворчество, возможное при условии чуткого слушания и неподдельного желания понять другого и быть понятым. В Челябинске премьера состоится 14 сентября.
Впервые в фестивале принял участие минский Центр современной хореографии Надежды Кашкан. В спектакле «Локсар» хореограф поделилась со зрителем непростым опытом борьбы и принятия. В центре авторского размышления — диссоциативное расстройство личности, которое исполнительницы «проживали» всем телом. Острая, нервная, рассинхронизированная пластика стала визуальной метафорой надломленной психики и противоречивых желаний, терзающих душу и тело.
Завершился смотр премьерой спектакля «Бессердечность», созданного в сотрудничестве петербургского Театра современного танца «Каннон Данс» и самобытного хореографа, танцовщицы, фотографа и видеохудожника Лилит Акопян (Армения-Германия). Бывшая солистка Ереванского государственного театра оперы и балета, сегодня Лилит танцует в Государственной опере Ганновера.
«Побывать в России и создать здесь спектакль было моей мечтой. И вот она сбылась. В постановке мы говорим об обмане и правде, размышляем, почему ложь бывает более привлекательна, чем правда», — рассказывает хореограф.
Танцевальный критик Тата Боева отмечает: «“Бессердечность» Лилит Акопян приглашает углубиться в человеческую натуру. Хореограф из Армении, которая давно живет и работает в Германии, дала танцовщикам «Каннон Данс» задачу, требующую и технической, и артистической подкованности. Ради «Бессердечности» труппа превращается в единый организм. Слаженные и отчетливо механистичные, «неживые» движения здесь — важная часть пластического рисунка».
Подарком фестивалю стало соло Лилит Акопян Tué в постановке Марко Геке, одного из самых востребованных и титулованных хореографов в Европе.
«Постановка собрала „подписные“ элементы стиля Геке. Угловатые, ломаные движения, нервно дрожащие пальцы, сутуло свернутые плечи сочетаются с упруго натянутыми ногами, горделивыми стойками и утонченно-сильными, распахнутыми руками-крыльями. Получается и абстрактная, и точно спрограммированная эмоционально работа: сколько бы человека ни ломало, внутри каждого найдется красивый и гармоничный „стержень“», — пишет Тата Боева в газете «Санкт-Петербургские ведомости».
По традиции фестиваль представил не только спектакли, но и разнообразную сопроводительную программу, адресованную широкому кругу деятелей танцевальной сцены. Творческие встречи, кинотанец, презентация альманаха современного танца «Открытый взгляд», лекции и дискуссии — всё это сделало фестиваль крупнейшей просветительской платформой российского современного танца.
Центральным событием сопроводительной программы стал форум современного танца, посвящённый самым актуальным, жизненно важным, волнующим вопросам развития пластического эксперимента. На протяжении трёх дней участники форума обсуждали, зачем современный танец современному театру, механизмы устойчивости и перспективы фестивального движения, как развивался пластический эксперимент в России на протяжении трёх десятилетий и какое у него будущее. Форум собрал опытнейших профессионалов из разных регионов России — директоров театров, продюсеров, руководителей компаний и фестивалей, хореографов.
«Можно с уверенностью сказать, что Open Look продолжает держать высокую планку творчества, остается открытой площадкой для смелых творческих экспериментов и профессиональных дискуссий. Насыщенная фестивальная программа — спектакли, мастер-классы, презентации, танцевальные лаборатории — привлекла внимание зрителей и стала большим вкладом в развитие гуманитарного сотрудничества Петербурга с другими регионами и странами», — отметил в приветственном послании к закрытию юбилейного форума председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Фёдор Болтин.
Фото Татьяны Малышевой и Нины Данилиной; фото предоставлено пресс-службой Дома танца «Каннон Данс»

Последние события

Баренбойм в почёте

Дирижёр Даниэль Баренбойм, который более 30 лет был музыкальным руководителем Берлинской государственной оперы, объявлен её почётным членом.

Не стало пани Терезы

В возрасте 94 лет умерла народная артистка РСФСР Зоя Зелинская, завоевавшая любовь зрителей благодаря образу пани Терезы в «Кабачке 13 стульев».

Молодые голоса Зальцбурга

Зальцбургский фестиваль объявил имена участников проекта «Молодые певцы». Из более чем 700 кандидатов были отобраны 16 человек, среди них трое россиян.