Пласидо Доминго — 80 лет!

Дата публикации: 21 января 2021

Пласидо Доминго родился в 1941 году в Мадриде. Его родители играли в сарсуэлах — музыкально-драматических представлениях испанского народного театра. Доминго вспоминает, что между репетициями и выступлениями у родителей почти не было «просветов». Певец унаследовал от них невероятную трудоспособность. Он говорит: «При правильной организации работы мы можем делать довольно много и — при этом — довольно хорошо».
В возрасте восьми лет вместе с родителями Доминго переезжает в Мексику. Будущий артист растет истинным испанским мальчишкой — мечтает стать тореадором или футболистом. «Я страстно любил футбол и почти каждый день участвовал в двух матчах, — вспоминает Доминго. — А когда мне было 14 лет, я пошёл с приятелем на небольшую тренировочную арену — попробовать свои силы в корриде. Бычок, с которым я должен был сразиться, ростом был не больше взрослого дога, но, когда он погнался за мной и повалил на землю — я решил стать вратарём». Любовь к футболу осталась у Пласидо на всю жизнь, но главной страстью всё же стала музыка. Сначала он учится игре на фортепиано, а затем и пению. В 14 лет юноша поступает в национальную консерваторию в Мехико. А через два года выходит на сцену: участвует в концертах своей матери, аккомпанируя ей на фортепиано, и выступает как баритон в постановках родительской труппы.
Расцвет карьеры артиста начался в середине 20-го века. В сезоне 1960–1961 годов Доминго делил сцену с представителями оперной элиты Джузеппе Ди Стефано и Мануэлем Аусенси. Среди его ролей Ремендадо в «Кармен», Сполетта в «Тоске», Щёголь и Аббат в «Андре Шенье», Горо в «Мадам Баттерфляй», Гастон в «Травиате» и Император в «Турандот».
«Атмосфера театра — это мой кислород. Иногда на сцене появляется ощущение, что ты полностью перевоплощаешься в своего героя. И это чудесно! В такие моменты совершенно пропадает страх, и ты выдаёшь всё лучшее, что у тебя есть». — говорит певец.
Счастливый природный дар, упорная работа и удача помогли Доминго стать одним из самых преуспевающих артистов современности. Он сказал когда-то: «Достичь того, что я имею сегодня, стоило мне большого-большого труда. Хотя я вовсе не считаю, что добился чего-то особенного. Я скромный слуга своего собственного голоса».
Один из главных моментов, определивших дальнейшую звёздную карьеру Доминго, — выступление в Нью-Йорке в мировой премьере оперы Альберто Хинастеры «Дон Родриго», которой NewYork City Opera открыла новый Линкольн-центр в Нью-Йоркском государственном театре. После этого успеха на артиста обрушился град приглашений, для него открылись двери лучших оперных театров. Вскоре Доминго дебютирует в Венской государственной опере в «Доне Карлосе» Верди, затем в Гамбургской опере в «Тоске» Пуччини.
У Доминго часто спрашивают, как ему удаётся сохранить свой голос, выступая в 12-ти спектаклях в месяц. Есть ли какой-то особенный рецепт? Вот что он отвечает: «Мой секрет прост: надо иногда заниматься спортом, много отдыхать, много и вкусно есть. Одного только не знаю: как соединить всё это вместе, да ещё не пополнеть при этом?»
1968 год начинает новый этап в жизни тенора: Доминго дебютирует на сцене театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке, партией Маурицио в опере Франческо Чилеа «Адриена Лекуврёр». В 1970 году Пласидо участвует в опере Амилькаре Понкьелли «Джоконда» в Мадриде и в «Торжественной мессе» Бетховена на Эдинбургском фестивале. Спустя полгода впервые выступает в «Бале-маскараде» Верди вместе с испанской певицей Монтсеррат Кабалье, этот дуэт потом стал одним из самых популярных в мире.
«Человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, должно быть… интересно с самим собой. Когда этого нет, ты постоянно ждешь и требуешь от окружающих подтверждения своей незаменимости. Но другие люди заняты самими собой и не могут каждый день твердить тебе, как ты прекрасен. Да это и не поможет…», — говорит Пласидо Доминго.
Новый виток международного признания итальянского тенора произошел в 1990 году, когда международная группа продюсеров задумала и осуществила благотворительный концерт по сбору средств для фонда Хосе Каррераса по борьбе с лейкемией. Первое выступление выдающихся теноров — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса — состоялось в древних термах Каракаллы в Риме 7 июля 1990 года, накануне Чемпионата мира по футболу. Проект «Три тенора» оказался настолько успешным, что певцы на протяжении 13 лет дали более 30 концертов в странах шести континентов. Диск «Три тенора» стал самым продаваемым в истории альбомом классической музыки.
В 1992 году Доминго впервые выступил на Байройтском фестивале в опере «Парсифаль». С 1993 года Пласидо Доминго проводит конкурс «Опералия», которая даёт путёвку на большую сцену талантливым молодым оперным исполнителям. О цели конкурса маэстро сказал так: «Опера объединяет в себе великую музыку и театр. Если у молодых людей есть талант и желание петь оперу, их нужно поощрять заниматься этим замечательным, живым видом искусства. Поэтому мы и основали конкурс Operalia, а также программу Young Artist в Вашингтоне, Лос-Анджелесе и Валенсии. Мы хотим сохранить оперу живой и здоровой, а это возможно лишь в том случае, если молодые музыканты будут ею интересоваться».
Пласидо Доминго известен не только, как певец, но и как дирижер. В 2003 году в Лос-Анджелесе на дневном представлении оперы Леонковалло «Паяцы» Доминго солировал, а в вечернем представлении этой же оперы — дирижировал. «Это два взаимодополняющих для меня компонента, — говорит артист, — когда я дирижирую, я счастлив, а когда выхожу на сцену, я чувствую, что мне повезло иметь возможность продолжать исполнять прекрасные партии. Я не обольщаюсь насчёт Доминго-дирижёра. Всё равно я остаюсь любителем в этой области музицирования и никогда не достигну в ней того, что смогу сделать как вокалист».
Пласидо Доминго много раз приезжал в Москву и Санкт-Петербург с оперными спектаклями и сольными концертами, в качестве члена жюри оперных конкурсов, а также для участия в других мероприятиях. Впервые в СССР он побывал в 1974 году. Из самых масштабных российских концертов испанского тенора можно отметить вечер в Крокус сити холле в 2010 году, в 2011-м на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где проходил конкурс певца «Опералия», а в следующем году Пласидо Доминго и Хосе Каррерас приняли участие в благотворительном концерте в Храме Христа Спасителя — это было их первое совместное выступление за пять лет, прошедших со времени смерти Лучано Паваротти. В 2013 году Доминго пел и дирижировал на открытии новой сцены Мариинского театра и праздновании 60-летнего юбилея Валерия Гергиева, а также исполнил партию Набукко в одноимённой опере Верди на исторической сцене Мариинского театра. Два года назад певец выступил на Красной Площади в Москве в рамках концерта «Звезды мировой оперы в поддержку Чемпионата мира по футболу», где исполнил также два сольных номера и один дуэт с Ильдаром Абдразаковым. И почти год назад в феврале 2020 года Доминго исполнил ведущую партию в опере Верди «Симон Бокканегра» в Мариинском театре. Общение с русскими артистами, дирижерами, и вообще, с русской культурой не могло не найти отражения и в репертуаре певца.
Многие альбомы певца стали золотыми и платиновыми, они принесли Доминго 11 наград «Grammy». Он записал несколько десятков оперных видео, стал соавтором четырёх известных оперных фильмов — «Травиата», «Отелло», «Кармен» и «Тоска». Певец также получил премии «Эмми» за телевизионные фильмы «Hommage a Sevilla» и «Mets Silver Gala». Доминго — автор книги воспоминаний «Мои первые 40 лет», вышедшей в 1983 году и неоднократно переиздававшейся. В 2009 году была опубликована его книга «Радость оперы».
Журнал «Newsweek» назвал Доминго «Королем оперы», а итальянская газета «Corriere della Sera» написала о теноре: «Настоящий человек эпохи Ренессанса!».
За более чем полувековую карьеру Доминго достиг в августе 2018 года невероятного рекорда — более 150 партий, спетых на сцене и в студии. В феврале 2009 года Пласидо Доминго был назван первым лауреатом премии имени Биргит Нильсон и получил приз в миллион долларов США за выдающиеся достижения в оперном искусстве.
Пласидо Доминго внесен в Книгу рекордов Гиннесса как певец, вызвавший самые длительные аплодисменты. В 1991 году после спектакля «Отелло» Верди в Вене овации продолжались 80 минут. Певец выходил на поклоны 101 раз! А по числу участия в открытии сезонов в Метрополитен-опере Доминго побил рекорд легендарного Энрико Карузо.
«Лучшее средство против старения — считает Доминго, — это продолжать заниматься тем, что ты любишь».
Завтра, 22 января, мы отметим юбилей Пласидо Доминго в программе «Концертный зал».
Текст: Марина Семина

Последние события

Творческая эволюция Джакомо Пуччини

Фестиваль Пуччини в Торре-дель-Лаго объявил окончательную программу предстоящего сезона, посвящённого 100-летию со дня смерти композитора. Его сочинения представят в хронологическом порядке.

Пасхальный поезд проедет по России

Сводный оркестр Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева открыл симфоническую программу Московского Пасхального фестиваля концертами в Вологде и Ярославле.

Жюри премии «Лицей» выбирает победителей

Опубликован длинный список литературной премии «Лицей» для молодых прозаиков и поэтов. В лонг-лист вошли более 110 произведений авторов из 6 стран.