Николай Голованов: великий дирижёр и неизвестный композитор

Дата публикации: 21 января 2021

В середине прошлого века он возглавлял сразу два главных оркестра нашей страны — в Большом театре и на Всесоюзном радио, и при этом писал музыку, о которой почти никто ничего не знал. 21 января исполняется 130 лет со дня рождения замечательного советского дирижёра, пианиста, композитора и педагога Николая Семёновича Голованова.
Он одинаково плодотворно работал в разных сферах музыки — оперной, симфонической и вокально-хоровой, в том числе духовной. Но соотношение между ними при этом было различным. Опере он посвятил практически всю жизнь, отдав Большому театру с перерывами около четверти века — то в должности хормейстера, то простого дирижера, и лишь в самом конце — главного и продирижировав там чуть ли не всем русским оперным репертуаром. На радио он проработал несколько меньше — всего 16 лет, но зато без перерывов и все время в роли худрука, исполнив и записав на пленку огромное количество симфонических произведений XIX и ХХ веков. А вот церковно-хорову музыку, свою и чужую, он мог исполнять только до революции, окончив Синодальное училище и став регентом. После 1917 года она, естественно, звучать уже не могла и писалась им только «в стол». Но то же самое касается и его светских сочинений — опер, романсов, симфонических поэм и т. д. Включать их в свои концертные программы, пользуясь правом дирижера, он считал неэтичным и ограничивался лишь фортепианным аккомпанементом своей жене, певице Антонине Неждановой, исполнявшей иногда его замечательные вокальные творения.
Сын простого крестьянина, осевшего в Москве, Голованов с детства обладал прекрасным голосом и в 9 лет был принят Синодальное хоровое училище на полный пансион, на что претендовали 300 с лишним одаренных детей со всей России. Здесь под руководством корифеев русского православного пения Орлова, Калинникова, Кастальского и других он становится профессиональным регентом, участвует в церковных службах, гастролирует по Европе с Синодальным хором. Его даже отмечают царственные особы — кайзер Вильгельм и Великая княгиня Елизавета. Затем юноша оканчивает Московскую консерваторию с золотой медалью по классу композиции и через год поступает хормейстером в Большой театр, с которым будет связан всю жизнь. Там же он находит и свое личное счастье, оперную примадонну Антонину Нежданову, ставшую его гражданской женой. Ей он посвящает один из своих многочисленных романсов, «Грёзу» на стихи Игоря Северянина, и потом будет ей часто аккомпанировать на фортепиано во время ее сольных концертов.
Октябрьскую революцию Голованов встречает уже полноправным дирижёром главного театра страны, где успешно дирижирует операми Глинки, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова и других русских классиков. Он также преподает в Московской консерватории, сотрудничает со Станиславским в его оперной студии, организует в 1924 году первые трансляции музыкальных спектаклей по Всесоюзному радио, а чуть позже создает специальный радиотеатр, знакомящий слушателей СССР с шедеврами мирового оперного искусства. Однако успехи музыканта вызывают зависть у многочисленных недоброжелателей, которые обвиняют его в авторитарных методах работы, буржуазном консерватизме, сдерживании молодых талантов и прочей «головановщине», на что обратил внимание даже сам глава государства Сталин. В итоге — временный уход дирижера из театра. Но через 10 лет атака повторяется, и маэстро переходит в оркестр Радиокомитета. В Большой он вернется уже только после войны.
Истинная причина нападок на Голованова — в его феноменальном владении дирижерской профессией, огромной требовательности к исполнителям, певцам и оркестрантам, в тщательной работе с ними и максимальной выкладке во время репетиций и спектаклей. Не каждому был по нраву такой подход, который обеспечивал красочность и отточенность всех фраз и деталей произведения, идеальное равновесие между участниками исполнения — оркестрантами и солистами, масштабность и гармоничность их общего звучания. Все эти качества воплощены в многочисленных грамзаписях дирижера и его лучших спектаклях на сцене Большого театра, удостоенных 4-х Сталинских премий с 1946 по 1951 год. Гораздо меньше повезло его собственным музыкальным творениям, прежде всего его гениальным духовным хорам на религиозные тексты, о которых почти никто не знал в советское время.
Интерес к ним появляется только в XXI веке, в том числе благодаря проекту «Возрождаем наследие русских композиторов» Российского музыкального телерадиоцентра, второй сезон которого в 2016 году был полностью посвящен композиторскому творчеству Николая Семёновича Голованова.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Современные версии песен о войне

Фирма «Мелодия» выпустила студийную запись концертной программы Хиблы Герзмава и Олега Аккуратова «Где-то далеко, в памяти моей». Композиции объединяет тема Великой Отечественной войны.

ММКФ попрощался до следующего года

Объявлены победители 46-го Московского международного кинофестиваля. Главный приз — «Золотого Святого Георгия» — получила мексиканская драма «Стыд».

Сочинение 17-летнего Шостаковича исполнят в «Зарядье»

Концерт из популярного цикла «Солисты МГАСО» состоится 28 апреля в новом пространстве концертного зала «Зарядье». В программу вошли два камерных произведения Чайковского и Шостаковича.