Арно Бабаджанян: армянский классик советской песни

Дата публикации: 21 января 2021

Он закончил две консерватории по классам академического фортепиано и композиции, но прославился, прежде всего, благодаря своим эстрадным песням. 21 января исполняется 100 лет со дня рождения замечательного советско-армянского композитора, пианиста и педагога Арно Арутюновича Бабаджаняна.
Своей прекрасной музыкой он дарил людям счастье и свет, да и сам по натуре был веселым, добрым и отзывчивым человеком, Но в реальности его жизнь была достаточно сложной, полной трудностей и проблем.
Арно Бабаджанян родился в Ереване в семье преподавателей 21 января 1921 года, но его отец изменил дату рождения в паспорте на 22 января после смерти В. И. Ленина в 1924 году, так как этот день, 21 января, стал ежегодным днём траура.
Юность Бабаджаняна совпала с Великой Отечественной войной, и потому его учеба постоянно прерывалась эвакуацией из одного города в другой, сменой педагогов, что не способствовало нормальному развитию его таланта. К счастью, последний оказался достаточно прочным, способным преодолеть любые препятствия. А когда музыканту было уже за 30 и у него родился собственный первенец, он узнал о том, что неизлечимо болен раком крови, лейкемией. И только благодаря неожиданному вмешательству французского врача-онколога, случайно оказавшегося в СССР, и самоотверженной заботе любимой жены Терезы композитору удалось прожить еще столько же лет и подарить нам свои самые лучшие песенные шедевры. Арно внешне очень сильно напоминал другого знаменитого армянина, актера Фрунзика Мкртчяна, обладателя одного из самых ярких и видных профилей лица. Поначалу такое сходство смущало Бабаджаняна, но постепенно он научился воспринимать его достаточно философски и даже гордился этим обстоятельством.
Арно с детства проявил огромное влечение к музыке, хотя его родители-педагоги не имели к ней прямого отношения, если не считать, что отец, преподаватель математики, умел играть на флейте. Способности ребенка заметил их гениальный земляк Арам Хачатурян, рекомендовавший им отдать 5-летнего сына в музыкальную школу, что и было сделано. Далее следует поступление в Ереванскую консерваторию и отъезд в Москву для продолжения учебы — сначала в училище Гнесиных, затем в столичной консерватории. Война прерывает эти занятия, и молодого музыканта эвакуируют в Саратов, где он по-прежнему занимается музыкой, но вскоре возвращается в родной Ереван. Так продолжается все военные годы, и только после Победы Арно экстерном завершает учебу в обоих своих консерваторских альма-матер — в Ереванской по композиции и в Московской по фортепиано у профессора Игумнова. К тому времени он уже автор целого ряда сочинений, преимущественно камерных. Некоторые из них — Прелюдия, Токката и Танец — на 1-м молодежном фестивале в Праге в 1947 году отмечены премией. Там уже заметны характерные черты творчества композитора — открытая эмоциональность, лирическая проникновенность, сочетание традиций европейского романтизма с восточными мелодическими оборотами. Большое влияние на Бабаджаняна оказало искусство горячо любимого им Рахманинова с его масштабным виртуозным пианизмом и тончайшей напевной лирикой.
Наиболее полно все эти качества воплощены в Героической балладе для фортепиано с оркестром, отразившей военные впечатления композитора. За это сочинение он получает Сталинскую премию. Но впереди его ждут новые художественные открытия. В начале 50-х годов прошлого века композитор начинает сотрудничать с Ереванской киностудией и пишет музыку для нескольких ее фильмов. Особый успех ему приносит картина «Песня первой любви», все мелодии из которой сразу становятся всесоюзными хитами, а знаменитая «Мой Ереван, звезда моих очей» по сей день считается неофициальным гимном столицы Армении. С этого момента главное направление в творчестве Бабаджаняна — песенное. Он создает все новые и новые шлягеры, которые распевает вся страна. Это «Королева красоты» (стихи Горохова), «Лучший город земли» (Дербенев), «Верни мне музыку» (Вознесенский»), «Не спеши», «Чертово колесо» и «Твои следы» (Евтушенко). В 1964 году складывается замечательный творческий триумвират Бабаджанян — Рождественский — Магомаев, подаривший слушателям целую россыпь популярнейших песенных хитов — «Позови меня», «Загадай желание», «Пока я помню, я живу», «Благодарю тебя», «Свадьба» и многие другие. Позже Роберт Рождественский напишет также слова к знаменитому фортепианному Ноктюрну композитора, ставшему песней «Милая моя». Их прекрасное сотрудничество будет продолжаться еще почти 20 лет, до самой смерти Арно Арутюновича.
Замечательные песни Бабаджаняна, которые при его жизни исполняли самые известные советские звезды — Бейбутов, Татлян, Горовец, Кобзон и другие, сегодня по-прежнему привлекают к себе внимание российских артистов. Сын композитора, певец Ара Бабаджанян с 1990 года возглавляет созданный им Фонд памяти своего гениального отца.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

5 марта 2021

Мировая премьера в Башкирском оперном

5 и 6 марта в Башкирском театре оперы и балета состоится мировая премьера сценического воплощения оперы «Новая жизнь» («Vita Nuova») современного композитора Владимира Мартынова.