«Рождественские вечера» в Башмет-центре

Дата публикации: 28 декабря 2020

В Москве в Башмет-центре и Англиканском Соборе прошли концерты II Рождественского фестиваля искусств «Рождественские вечера». В этом году в фестивальной программе приняли участие не только юные артисты, но и известные музыканты. Финал праздника искусств был приурочен к историческому событию — презентации Большого духового старинного органа в единственном в Москве Англиканском Соборе.
В Москве появился еще один профессиональный органный концертный зал. Большой старинный духовой орган немецкой марки Rohlfing- Kreienbrink в акустике англиканской церкви XIХвека отметил своё «второе рождение» 20 декабря. С этого дня пойдет теперь новое летоисчисление звучания органной музыки в Англиканской церкви.
У единственного в Москве Англиканского Собора богатая история: Храм строили с 1882 по 1884 гг. на средства английской и шотландской общин по проекту английского архитектора Ричарда Нила Фримена. Он прислал по запросу в Москву проект в стиле типичной викторианской неоготики, который был сразу и единогласно утвержден. К тому времени англичан и шотландцев в Москве было уже довольно много и та небольшая часовня, где проводились богослужения, уже стала тесна для общины.
При строительстве храма учли все законы акустики. Ведь строили его специально под английский духовой орган фирмы «Бриндли и Форстер» (Brindley & Foster)! Все конструкции, детали — от пола и до деревянного сводчатого потолка волшебным образом передавали малейшие оттенки звуков музыки.
После Октябрьской революции церковь ещё некоторое время действовала. Но в 1920 году церковь закрыли и английский орган умолк. О дальнейшей его судьбе сведений не сохранилось. Собор погрузился в тяжёлый сон. В разное время было тут и дипломатическое представительство Финляндии в РСФСР, и склад, и лазарет, и общежитие… Собор пережил и революцию, и две войны, красочные витражи были разрушены, резная авторская мебель утеряна. Но уникальный деревянный потолок чудом уцелел. Удивительным образом резонируя, он создаёт в Храме редкую по красоте акустику. Не случайно с 1960 года в Соборе располагалась студия грамзаписи «Мелодия». Здесь осуществлялись самые знаковые записи тех лет. В 1990 — х годах Храм вернули верующим, оставив в церкви лишь один рояль для проведения богослужений. Позднее здесь появился цифровой орган. Но ни рояль, ни цифровой орган не могли вернуть жизнь в Собор. Он как будто оставался в оцепенении, и вот, в 2014 учредители фонда «Небесный мост», специально для Англиканского Собора, для жителей и гостей столицы, приобрели в Германии большой немецкий духовой орган XVIII века.
Четыре года ушло на установку и восстановление органа, и вот, 20 декабря, 2020 года, ровно после ста лет молчания, мощные звуки старинного органа наполнило жизнью Собор. Чествование старинного органа превратилось в настоящий парад музыкальных инструментов и исполнителей, разнообразных музыкальных стилей и жанров. Игорю Гольденбергу, одному из лучших органистов Москвы, выпало счастье сыграть на короле инструментов на первом концерте пред публикой.
Перед началом концерта Лада Меркулова, директор и основатель «Международной филармонии юных талантов», президент Фонда «Искусство на все времена», выразила слова благодарности партнёрам: «Этот праздник не состоялся бы без друзей и я, пользуясь случаем, хочу выразить нашу сердечную благодарность компаниям „Аист“ и „Брусбокс“, НПО „Наука“, Фонду „Суворов“, поддержавших нас в трудные времена. Такая дружеская помощь даёт возможность двигаться вперёд, доказывает, что наше дело необходимо юным талантам, нужно людям
Рождественский фестиваль, ставший теперь ежегодным, учрежден Фондом «Искусство на все времена» и главным творческим партнёром Международной Филармонии юных талантов — Башмет-центром. В этом году фестиваль проходит во второй раз и все три концерта фестивального праздника посвящены значимому событию в музыкальной жизни Москвы — запуску в работу Большого духового старинного немецкого органа в Англиканском Соборе.
Фестивальные программы в Башмет — центре (18 и 19 декабря) и концерт в Англиканском Соборе 20 декабря представили публике первоклассных исполнителей: звездный дуэт известной пианистки Ксении Башмет и юного скрипача Гранта Башмета, 14-летний пианист Андрей Филонов как всегда покорил слушателей богатством звуковой палитры и глубиной своего исполнения, в акустике старинного собора поистине волшебно прозвучал ансамбль юной флейтистки Екатерины Найдёновой и квартета всемирно известного камерного оркестра «Солисты Москвы», а юная певица Ника Ванн, пианист и композитор Николай Хоменко, ансамбль iLLo, основатель и руководитель московского джаз-проекта Ivanov Vibe Band, вибрафонист Иноккентий Иванов, порадовали публику разнообразием характеров джазовых композиций.
Ника Ванн, юная джазовая певица поделилась своими эмоциями: «Выступать в Соборе, и особенно накануне Рождества — особое счастье, особая честь. Акустика здесь — фантастическая! Атмосфера — волшебная! Мы выступили в дуэте с пианистом Николаем Хоменко — великолепным импровизатором, композитором, основателем джазового ансамбля iLLo Trio. Я верю, что это выступление положит начало нашему творческому содружеству. Во всяком случае — нас уже пригласили принять участие в программе известного джазового фестиваля «Играем джаз с Гараняном».
10 летняя пианистка и композитор Варя Шелыгина представившая публике сонату собственного сочинения, рассказала АН: «Это первая моя соната. Пока других нет. Сначала сочинила несколько аккордов. А потом начала дорабатывать все остальное. Как и положено сонате, в ней три части. Третью часть я старалась написать в форме рондо, одна из тем этой части мне приснилась во сне. У меня часто так бывает. Потом мы записали ноты. Мне помогали, если честно. Записать намного труднее, чем сочинить. Еще не так давно я сочинила вокальный цикл. Сначала придумала музыкальную тему первой песни и к ней подобрала стихи Арсения Тарковского. А уже потом на другие его стихи сочинила еще две песни — получился маленький вокальный цикл. Я участвовала в композиторском конкурсе имени Ипполитова-Иванова с сонатой, и в конкурсе имени Кабалевского с вокальным циклом. И стала лауреатом. Мне нравится сочинять музыку и импровизировать на разные темы».
В программе концертов выступила также и 12-летняя виолончелистка Полина Тхай Своим исполнением она мысленно перенесла публику к берегам Испании. Завораживающе звучала маримба солиста оркестра Большого театра Ивана Кокорина, а проникновенное исполнение дуэта — пианиста, солиста Санкт-Петербургского Дома музыки Ивана Кощеева и ведущего российского певца, солиста Лейпцигской оперы, Владимира Байкова. наполнило сердца слушателей поэтичностью мелодий и гармонией музыки Свиридова.
В программе фестиваля также приняли участие и юная пианистка Полина Молодцова, флейтистка Мария Полякова, скрипачка София Фирсова. В дни фестиваля в фойе концертных залов прошла выставка юных художниц Маши Барановой и Анастасии Расказовой.
Юная художница Маша Баранова: «Мне очень нравится принимать участие в фестивалях искусств Международной филармонии юных талантов. Когда я пишу свои картины в моей душе всегда звучит музыка! Эти музыкальные образы я стараюсь выразить в своих работах».
Выступить с органом 20 декабря выпало счастье талантливой юной саксофонистке Анастасии Рассказовой, восходящей звезде, трубачу Ильясу Невретдинову и солисту Лейпцигской оперы Владимиру Байкову. «Однажды в Италии я услышала в Соборе орган и сыграть в дуэте с этим удивительным инструментом стало моей мечтой. Сейчас я просто счастлива, что моя мечта сбылась», — поделилась своими впечатлениями Настя Рассказова.
«В эти непростые времена мы решили провести наш фестиваль, потому что уверены — искусство в эти эмоционально непростые времена очень важно людям! Оно поддерживает, оно помогает справляться с жизненными трудностями. В этом году в фестивальной программе приняли участие и гости — известные музыканты. Мы будем развивать это направление — привлечение в программы известных артистов. Такое содружество вдохновляет молодых исполнителей на новые успехи, даёт мощный стимул к развитию. Нам очень жаль, что в этом году в фестивальной программе не смогли принять участие ни танцевальные ни театральные коллективы. Из-за пандемии репетиции у ребят проходят в основном в удалённом режиме, но мы надеемся, что в следующем году обстановка нормализуется, государственные границы откроют и мы сможем со всей яркостью и полнотой представить нашу праздничную программу», — отметила Лада Меркулова президент Фонда «Искусство на все времена», директор «Международной филармонии юных талантов».
«Сейчас Музыкальные фестивали с публикой пусть даже и 25% от общей вместимостям зала очень важны, так как позволяют хотя бы на время отвлечься от напряжённой обстановки, которая нависла над всеми нами в эти дни. Сейчас всем психологически тяжело. Искусство даёт силы пережить эти непростые времена», — подчеркнула Художественный руководитель Башмет — центра Ксения Башмет.
По материалам пресс-службы Фонда «Искусство на все времена»
Автор фото Евгений Евтюхов

Последние события

Спецприз ММКФ получил Евгений Миронов

Почётную награду Московского международного кинофестиваля имени Константина Станиславского «Верю» вручили актёру театра и кино Евгению Миронову, который пришёл на открытие ММКФ с сыном.

Опера в стиле джаз

Мировая премьера оперы «Блюзовый зов» состоится в Туле 24 апреля в рамках международного фестиваля женщин-композиторов «Приглушённые голоса».

ММКФ продолжает привлекать к себе внимание

В столичном Театре мюзикла в пятницу вечером проходит церемония открытия 46-го Московского международного кинофестиваля. Проход звёзд по красной ковровой дорожке сопровождался сильным ветром и дождём.