Производство России и Азии: как изменился рынок музыкальных инструментов

Дата публикации: 14 мая 2023

Доля музыкальных инструментов из Азии на российском рынке за прошедший год выросла на 20%. Теперь почти 80% общего ассортимента составляют товары из Индии, Индонезии, Китая, Тайваня и Кореи. Доля отечественной продукции разнится в зависимости от типа инструмента. Исследование провело издание «Известия».
«Из КНР к нам, например, пришли бренды Tyma, Sqoe, Covenant. Это альтернатива средним по цене и премиальным гитарам. Азия занимает 2/3 каталога. Среди духовых в бюджетном сегменте очень много инструментов китайского происхождения», — рассказал основатель сети музыкальных магазинов skifmusic.ru Борис Колесников. От общего объема товаров российские производители занимают около 2% ассортимента магазина.
В сети магазинов «Четыре четверти» отметили, что китайский ассортимент составляет около 55%, и порядка 60% продаж приходится на товары из КНР. При этом отечественной продукции — около 30%, но основные продажи составляют аксессуары: чехлы, ремни для гитар.
Технический директор дистрибьютора музыкальных инструментов «Лютнер» Андрей Дубовой отметил, что в основном изделия едут из Китая (56%), но закупки ведутся также из Индонезии (11%), России (10%), США (7%), Германии (5%) и суммарно из остальных стран (11%). Отечественные инструменты в ассортименте «Лютнера» составляют всего 10% от общего каталога.
По словам главы магазинов «ГлавМузыка» и «Гранд-Мистерия» Игоря Губина, в Китае сосредоточено до 80% всего мирового производства музыкальных инструментов, в том числе и топовых брендов.
В салоне музыкальных инструментов «C. Bechstein» отметили, что ряд зарубежных брендов перестал сотрудничать с торговой точкой и был заменен азиатскими и российскими марками.
На вопрос, почему в новых условиях освобожденную нишу занимает Азия, а не РФ, мнения разошлись. Игорь Губин считает, что цена российских инструментов не соответствует качеству, да и отечественными их назвать сложно, поскольку запчасти остаются импортными. В компании «Лютнер» утверждают, что дело не в качестве, а в ассортименте. «Азиатские инструменты более востребованы, так как представлены в значительно большем объёме на рынке. Российский производитель пока не может удовлетворить спрос», — поделился Андрей Дубовой.
В свою очередь в компании «Амистар» рассказали, что их гитары производятся на территории РФ. В производстве используются китайские струны и белорусские лады, но остальные внутренности — российские.
Руководитель отдела продаж «Тульской гармони» Юрий Романов подчеркнул, что гармони и баяны фабрика производит полным циклом в нашей стране. Сырье закупается в России, тут же собирается и настраивается каждый инструмент, но облицовка корпусов и голосовая сталь приобретаются в Китае и Швеции. Что касается фортепиано, все российские производители занимаются крупно-узловой сборкой, для этого каждая фабрика нашла себе поставщика, и комплектующие закупаются не только в Китае, но и в Германии.
Есть отечественные бренды, которые работают со своими, а не с китайскими запчастями. Из современных — RDF by Chuzhbinov Drums, который производит барабаны и аксессуары для ударных инструментов полностью на отечественном сырье и на территории страны. А старейшая фабрика баянов и аккордеонов «Юпитер», хотя и перевела производство в Северную Корею еще в 2000-х, утверждает, что технологии, модельный ряд, сырье и материалы остаются российскими. «На территории РФ нами производятся большие концертные баяны и новые перспективные разработки всех остальных моделей инструментов. Оборудование в производственном понимании нам не нужно, так как есть достаточный запас своего — экспонаты станков со времен 1930-х годов, перешедшие в СССР по репарациям из Германии», — рассказал гендиректор фабрики Евгений Гусаров.
Основная покупательская аудитория музыкальных инструментов — школы, колледжи и консерватории. Частными покупателями становятся и творческие коллективы. За баянами «Мир» на фабрику возвращаются Ансамбль песни и пляски имени Александрова и хор имени Пятницкого, а за гармонями — ансамбль «Берёзка». На баянах «Юпитер» играют лауреаты международных конкурсов Анхель Луис Кастаньо, Уве Штегер, Макс Бонней, Фридрих Липс, Александр Гатауллин, Мика Вяюрюнен, Йовица Джорджевич.
Судьба отечественных производителей музыкальных инструментов находится в руках государства и зависит исключительно от регулярности и масштабов госзаказа. В рамках федерального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» в прошлом году на закупку музыкальных инструментов было выделено 932 млн рублей — на сегодняшний день за эти деньги уже оснастили 310 образовательные организации по всей стране, включая детские школы искусств и колледжи. Организации получили пианино, рояли, струнные, народные, духовые, ударные инструменты. В 2023 году запланировано оснащение 316 образовательных учреждений в 42 субъектах Центрального, Северо-Западного, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.
По материалам «Известий»

Последние события

Премьера по китайскому роману

Китайский режиссёр Дин Итэн ставит в Театре Наций спектакль по роману Лю Чженьюня «Я не убивала своего мужа». А через год московская площадка планирует провести большой китайский фестиваль искусств.

Эрмитаж открыл крупную выставку натюрморта

Эрмитаж открыл выставку «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», которую назвал самой масштабной в этом году.

Артисты Москвы и Еревана дадут совместный концерт в Большом театре

Совместный концерт молодёжных оперных программ Большого театра России и Армянского национального театра оперы и балета имени Спендиаряна пройдёт в Москве 2 июня.