Фестиваль «Наследие» пройдёт в Петербурге

Дата публикации: 27 апреля 2023

Фестиваль «Наследие», посвящённый русской культуре «кануна петровских реформ» и петровской эпохи, пройдёт в Петербурге с 17 мая по 12 июня. Состоятся концерты в Исаакиевском соборе, Спасе-на-Крови, Малом зале филармонии, Эрмитажном театре и в Концертном зале Мариинского театра, а также мастер-классы для студентов и преподавателей профильных вузов. Смотр представит памятники русской культуры XVII–XVIII вв. Центральный образ программ форума — величественная фигура Петра I, его военных побед и преобразований. Культура петровской эпохи резко обозначила границу между русским Средневековьем и Новым временем; она была подготовлена бурными событиями «бунташного» XVII века — кануна петровских реформ. Эта общая концепция обусловила выбор концертных программ. Сочинения древнерусского певческого искусства XVI — начала XVIII вв. и «партесного» стиля (европейская традиция: многоголосное хоровое исполнение «по партиям») сегодня малоизвестны, исполняются редко, но их вклад в российскую музыку трудно переоценить. Именно Санкт-Петербург в 1980–90-е годы приобрел значение центра исследования, преподавания и исполнения древнерусских и партесных сочинений. Это произошло благодаря деятельности основателя русской школы расшифровки древних «крюковых» рукописей М. В. Бражникова. Он первым начал изучать и расшифровывать удивительные памятники древнерусского певческого искусства и воспитывать учеников. Его коллеги в Москве и Киеве редактировали никому не известные ранее партесные песнопения. Ведущие хоры Москвы и Ленинграда исполняли найденные учёными шедевры русской музыки Средневековья и барокко. Лучшие залы двух столиц — Большой и Малый залы филармонии Петербурга, Академической капеллы, московские залы имени П. Чайковского и С. Рахманинова — были полны публикой на этих концертах. Заслуженная артистка России Валентина Копылова-Панченко, художественный руководитель фестиваля: «Сегодня мы стремимся продолжать эти замечательные традиции Ленинграда — Санкт-Петербурга. Именно на сохранение этого наследия направлена вся деятельность фестиваля и его организатора Фонда „Наследие“, созданного в память об академике А. М. Панченко — известном исследователе культуры той эпохи. Этому посвящено и исполнение редко звучащих произведений тех эпох, и мастер-классы по стилистике такого исполнения, и реконструкция театрализованных „триумфов“ петровского времени, положивших начало собственно светскому музыкальному исполнительству в России, и выставка книг и гравюр петровской эпохи. В программе впервые прозвучат сочинения в расшифровках и редакциях современных исследователей Н. С. Серегиной (С-Петербург) и Н. Ю. Плотниковой (Москва)». Один из пробелов современной исполнительской и научной практики — отсутствие профессиональных учебных центров, посвящённых освоению певческих, музыкальных и театральных форм русской культуры XVII–XVIII вв., а отсутствие широкодоступных публикаций музыкальных и литературных памятников этого периода составляет большую проблему для их изучения и исполнения. Цель Фестиваля «Наследие» — привлечь внимание к этим проблемам, сохранить традиционные ценности как у слушателей, так и у исполнителей, включая исследователей и расшифровщиков этих памятников. Благодаря фестивалю в культурное пространство возвращаются незаслуженно забытые памятники отечественной культуры, возрождается полуторавековая традиция партесного стиля духовного и светского пения, укрепляется традиционное для нашей страны отношение к сохранению памятников и достижений отечественной культуры.
Фестиваль «Наследие» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По материалам организаторов

Последние события

Исследуя музыку

Третий международный конкурс музыковедов «Музыкальная академия» принимает заявки. До 14 сентября молодые учёные-искусствоведы могут прислать свои работы для участия в отборочном туре.

Завершился Международный конкурс скрипачей «Пражская весна»

Завершился Международный конкурс скрипачей «Пражская весна». Первая премия досталась японке Цукуси Сасаки. Второе место у чеха Яна Новака, третье — у француженки Мари-Астрид Юло.

Мемориальная доска на доме Шарля Азнавура

К столетию со дня рождения Шарля Азнавура мэрия девятого округа Парижа установила мемориальную доску на доме певца, в котором он вырос.