Леонид Десятников. «Музыкальный кустарь-одиночка»

Дата публикации: 16 октября 2020

Он не относит себя ни к каким школам и направлениям, принципиально подчеркивая свою творческую независимость, а сочинение музыки считает совершенно обычным, даже кустарным делом. 16 октября исполняется 65 лет российскому композитору Леониду Десятникову.
Отрицая свою приверженность к всевозможным «измам», он постоянно опирается в своих произведениях на самые разные художественные источники — не только музыкальные, но и литературные, поэтические, исторические — и подвергает их критическому, порой даже ироническому переосмыслению, препарированию. Отвергая вдохновение как стимул к творчеству, он обычно берет за образец какое-то отдельное произведение, жанр или форму — как бы искусственную заготовку, «макгаффин» по его определению, — и создает на их основе собственные авторские интерпретации. Этим он в корне отличается от модных ныне минималистов, которые, как правило, долго и монотонно обыгрывают и раскручивают одну какую-то краткую фразу, попевку, а то и просто ноту, что создает явный эффект однообразия. Его же музыка по большей части сохраняет красочность и оригинальность исходного материала и не кажется столь монотонной, как у них. Оттого, видимо, он сам именует свой стиль «минимализм с человеческим лицом», наиболее полно раскрытый в его самом нашумевшем сочинении — опере «Дети Розенталя» на либретто писателя Сорокина, поставленной в Большом театре России, где композитор имитирует почерки сразу пятерых гениев мировой музыки — Мусоргского, Вагнера, Верди, Чайковского и Моцарта. Вряд ли такое возможно представить у другого автора.
Десятников родился в одном из самых музыкальных городов Украины — Харькове, откуда вышли также скрипачка Гринденко, балерина Дудинская, виолончелист Фейгин, дирижеры Скрипка и Небольсин, не говоря уже о поющих звездах Гурченко и Шульженко. Получив здесь начальное образование в простой и специализированной музыкальных школах, талантливый юноша поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается у замечательных мастеров, представителей академической советской школы - Арапова, Слонимского, Тищенко. Однако не меньше влияет на него знакомство с современными авангардными течениями, как отечественными, так и зарубежными, прежде всего с тем же минимализмом. Молодой композитор творчески осваивает эти новинки и на их основе постепенно создает собственный индивидуальный стиль, как бы следуя лозунгу «подвергай все сомнению», что он и делает. Почти в каждом своем сочинении Десятников заимствует из наследия прошлого — далекого и не очень — те или иные образцы, которые пытается переосмыслить и прочесть по-своему. Причем это не только прямые цитаты, как в опере «Бедная Лиза» с темой из 6-й симфонии Чайковского или в пьесе «По направлению к свану (лебедю)» с мелодией из «Карнавала животных» Сен-Санса. Чаще он берет целые жанровые пласты и воссоздает их заново. Тут и фортепианная сюита «Отзвуки театра», отсылающая к пьесе Шумана с таким же названием, или балет «Утраченные иллюзии» по роману Бальзака, весь построенный на типичных темах романтиков, прежде всего Шопена. Еще больше подобных примеров в киномузыке композитора, где это зачастую оправдано сюжетом. Так, в фильме «Закат» по Бабелю аргентинское танго сочетается с еврейским клезмером «7-40», а в ленте «Москва» колхозная песня Федора Маслова соединяется с музыкой Равеля. Там же весьма оригинально воспроизводятся песенные хиты Блантера и Мокроусова.
Впрочем, есть у Десятникова и просто аранжировки и переложения музыки других авторов, в первую очередь Пьяццолы, сделанные по просьбе его друга, скрипача Гидона Кремера. На их основе он создал позже собственное произведение «По канве Астора», где своеобразно «прочитывает» популярный танец танго. И таких примеров у него бесконечное множество, что, к счастью, почти никогда не ощущается как чужеродность, и тем более — плагиат. Наоборот, композитор настолько мастерски и подчас с таким откровенным юмором перерабатывает первоисточники, что они воспринимаются в его композициях абсолютно естественно и органично. Добавим, что Десятников — единственный из ныне живущих авторов, сразу три произведения которого ставились на главной музыкальной сцене страны. И именно ему было доверено в течение сезона 2009-2010 работать музыкальным руководителем Большого, что всегда было исключительно прерогативой дирижеров.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.