«Игра света и тени» в Московской филармонии
Дата публикации: 5 октября 2022
Ансамбль Musica Tempora под руководством клавесинистки Дарьи Борковской представит 8 октября в Камерном зале Московской филармонии программу «Игра света и тени». Она посвящена музыке французских композиторов XVII–XVIII веков. Главными «героями» концерта станут виола да гамба и известный российский гамбист Руст Позюмский.
Идея сопоставления света и тени пронизывает все искусство барокко, наполняя таинственным содержанием шедевры живописи, архитектуры, литературы и музыки. В музыкальном искусстве Франции XVII–XVIII веков появляется понятие clair obscur («светотень»), заимствованное из художественной практики. Его главная черта — контраст, противопоставление двух начал, немыслимых друг без друга.
Этот контраст воплощают два самых ярких музыканта того времени — два композитора и исполнителя на виолах, служившие при королевском дворе: Марен Маре и Антуан Форкре. Первый получил прозвище «ангел виолы да гамба»; второй отличался неистовым темпераментом и, по словам современников, играл «словно сам сатана».
Игру Марена Маре (1656–1728) отличали особая грациозность и безупречное мастерство. Лучшие его сочинения были изданы в Париже; танцевальные сюиты и пьесы-портреты для одной и двух виол, камерные трио являлись неотъемлемой частью концертов при королевском дворе. Антуан Форкре (ок. 1671–1745) с 5 лет участвовал в придворных концертах, поражая слушателей виртуозностью, эмоциональностью и блестящими импровизациями. В 20 лет Форкре стал придворным музыкантом и учителем музыки будущих регентов. Часть сочинений Антуана Форкре сохранилась только благодаря усилиям его сына Жана-Батиста, чья музыка тоже вошла в программу концерта.
Кроме того, прозвучат пьесы Робера де Визе (1658–1733) — гитариста, лютниста и композитора, члена «Королевского музыкального общества», обучавшего игре на барочной гитаре самого Людовика XIV. Де Визе посвятил сиятельному французскому монарху «Сборник пьес для гитары», пронизанный духом величия и пышности, который так почитали в Версале.
Ансамбль Musica Тempora создан в 2010 году по инициативе клавесинистки Дарьи Борковской. В его состав входят исполнители старинной музыки на исторических инструментах, участники престижных отечественных и европейских фестивалей. Одной из главных задач коллектива является поиск редких сочинений, по той или иной причине ускользнувших от внимания исполнителей. Ансамбль проводит ежегодные тематические циклы концертов в Москве и других городах России.
Во второй программе абонемента музыканты продолжат исследовать контрасты эпохи: концерт «Симметрия и изменчивость барокко» (24 марта) построен на сопоставлении строгих и импровизационных жанров.
Камерный зал Московский филармонии известен ценителям барокко как уютное пространство, где можно услышать репертуарные редкости. Особая обстановка и акустика создают прекрасные условия для звучания старинных инструментов, а небольшая дистанция между слушателями и музыкантами позволяет оценить мельчайшие детали исполнения, что часто так важно в барочных сочинениях.
По материалам пресс-службы Московской филармонии
Последние события
Фестиваль «Коляда-Plays» подвёл итоги
Театральный фестиваль «Коляда-Plays» всё-таки прошёл в Екатеринбурге, несмотря на ранее объявленное отсутствие финансирования. Гран-при получил спектакль «Пластилин» театра «МО» из Ижевска.
Памяти Юрия Владимирова
Большой театр 1 июля посвятит показ балета «Иван Грозный» на музыку Прокофьева памяти танцовщика и педагога Юрия Владимирова, который прослужил в ГАБТе более 60 лет.
Учреждена Литературная премия БРИКС
В Москве представили новую Литературную премию БРИКС, которая ориентирована на состоявшихся авторов и призвана поддерживать культурный обмен между странами БРИКС.