ГАСО Республики Татарстан выступит в Москве с музыкой Шостаковича

Дата публикации: 23 сентября 2022

Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан 25 сентября выступит в Большом зале Московской филармонии с программой, посвященной дню рождения Дмитрия Шостаковича. За дирижёрским пультом — Александр Сладковский. Солировать будет Павел Милюков.
Концерты ко дню рождения Дмитрия Шостаковича уже стали традицией Московской филармонии: в её истории фигура и музыка Шостаковича занимают важнейшее место. В филармонических программах впервые прозвучали многие его сочинения; к столетию со дня рождения Шостаковича в филармонических абонементах лучшие российские оркестры и дирижёры исполнили бóльшую часть его симфоний.
Шостакович также один из главных композиторов для Александра Сладковского и Госоркестра Республики Татарстан. Коллектив постоянно исполняет его сочинения, а к 110-летию со дня рождения Шостаковича выпустил запись всех симфоний и инструментальных концертов, высоко оцененную международной прессой.
Программа концерта 25 сентября, в которую вошли Двенадцатая симфония («1917 год») и Первый скрипичный концерт, напоминает о причудливой судьбе двух сочинений. Среди пятнадцати симфоний Шостаковича Двенадцатая, в свое время поддержанная на высшем государственном уровне, — одна из наиболее редко исполняемых, тогда как Первый скрипичный концерт, фактически написанный «в стол», любят и играют во всем мире. О замысле симфонии, посвященной Ленину, Шостакович говорил еще в 1938 году, но к его воплощению приступил лишь в 1960-м. Работе сопутствовали драматические обстоятельства — под давлением партийного руководства Шостаковичу пришлось вступить в КПСС. О его душевном состоянии красноречиво свидетельствует созданный тогда же Восьмой струнный квартет, полный горечи, скорби и многозначительных автоцитат. Разгадку их смысла Шостакович оставил слушателю, лишь в переписке с друзьями называя сочинение «Памяти автора этого квартета». На его фоне особенно заметна прямолинейность симфонии, которую подчеркивают названия частей — «Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора» и «Заря человечества».
Премьера прошла с невероятным размахом: симфонию сыграли одновременно в Ленинграде и Куйбышеве, а затем трижды — в Москве; столичные исполнения были приурочены к открытию XXII съезда КПСС, окончательно осудившего «культ личности». Такой помпы не удостаивалась ни одна из симфоний Шостаковича, в том числе те, что посвящались Октябрю (Вторая), Первомаю (Третья) и революции 1905 года (Одиннадцатая); однако Двенадцатая оказалась наиболее «плакатной» и прямолинейной из них.
Совсем в другой обстановке рождался Первый скрипичный концерт. В разгар работы над ним разразилась антиформалистическая кампания 1948 года, жертвами которой стали крупнейшие отечественные композиторы — Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Хачатурян, Попов и другие. Над третьей частью концерта, трагической и лирической одновременно, Шостакович работал непосредственно в дни совещания деятелей советской музыки, давшего старт кампании. Для Шостаковича обвинение в формализме означало запрет как на преподавание, так и на исполнение большинства сочинений. Тем не менее, в финале концерта можно расслышать уверенность лирического героя в моральной победе. Ее пришлось ждать семь лет: впервые концерт прозвучал лишь в 1955 году и с огромным успехом исполняется до сих пор.
По материалам пресс-службы Московской филармонии

Последние события

Посетители библиотеки разучат корейскую песню

Исполнить песню на корейском языке предлагают всем желающим в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Там 16 декабря пройдёт Новогодний корейский фестиваль.

Юмор как отражение эпохи

Музей истории российской литературы имени Владимира Даля подготовил выставку к 130-летию со дня рождения Зощенко и 90-летию со дня рождения Жванецкого. Экспозицию посвятили феномену советской сатиры.

Лучший город Земли — Москва

Выставка «Лучший город Земли» открылась накануне в Музее Николая Островского. Художники и скульпторы представляют работы, посвящённые Москве.