Карен Хачатурян. «Сын Сурена, племянник Арама»

Дата публикации: 19 сентября 2020

Карен Хачатурян — представитель знаменитой творческой династии, давшей советскому искусству ряд замечательных деятелей музыки и театра. 19 сентября отмечается столетие со дня рождения российско-армянского композитора и педагога.
Его часто путают со знаменитым дядей Арамом, автором легендарных балетов «Спартак» и «Гаяне». Но он написал другой, не менее известный балет — «Чиполлино», который иногда называют «Спартаком для детей», поскольку действие там тоже происходит в Италии, и главный, хотя и сказочный, герой борется за свободу и справедливость народа. Однако, в отличие от создателя популярного «Танца с саблями», его племянник родился и всю жизнь прожил в Москве и практически не имел прямых связей с национальным искусством своей исторической родины, на которое широко опирался его великий родственник. Так, он впервые посетил Армению уже сложившимся 30- летнем мужчиной и в своем творчестве был ближе к традициям русской и европейской музыкальной классики, почерпнутым у его выдающихся учителей — Мясковского, Шостаковича, Шебалина. Более того, Хачатурян-младший порой обращался к музыке других, весьма экзотических стран и народов. В частности, ему принадлежат Государственные гимны двух государств — Сомали и Занзибара.
Его отец, старший из детей тбилисского армянина Егия (Ильи) Хачатуряна, перебрался в Москву еще до революции и стал здесь одним из соратников театрального реформатора Станиславского, режиссером 1-й студии при созданном им МХАТе. Их гостеприимный дом на Арбате посещает вся столичная богема 20-х годов прошлого века, в том числе Сарьян, Фаворский, Лентулов, Гиацинтова, а также вскоре к ним присоединяется и младший брат главы семейства, начинающий композитор Арам Ильич. Под его влиянием маленький Карен тоже начинает занятия музыкой, сначала в школе имени Гнесиных, а затем в училище при Московской консерватории, сразу по двум специальностям — фортепиано и композиции. Помимо этого, огромное влияние на талантливого юношу оказывают иностранные музыканты, гастролирующие в СССР — Клемперер, Коутс, Сигети, а также вернувшийся на родину Прокофьев, который становится одним из его кумиров. Однако, дальнейшее обучение прерывает война, во время которой он служит в армейском ансамбле песни и пляски, и только после ее окончания продолжает занятия в консерватории, куда был принят еще в 1941 году. Первые же сочинения молодого студента обращают на себя внимание слушателей, коллег и педагогов, прежде всего Шостаковича. Так, его скрипичная соната получает 1-ю премию на молодежном фестивале в Праге и входит в репертуар Ойстраха, Когана, Хейфеца и других замечательных скрипачей. В 1950 году он пишет музыку к новогоднему мультфильму «Когда зажигаются ёлки», с которой начинается его многолетнее плодотворное сотрудничество с кино, а затем и с театром.
Хачатурян активно работает в самых разных жанрах, от песен и хоров героико -патриотического стиля до симфоний, квартетов, ораторий и даже оперетты. Он всегда стремится создать интересное музыкальное повествование, рассказать какую-то захватывающую звуковую историю, наполненную «живыми» образами и почти зримыми событиями. Эта тяга к театральности, «реальности» музыки у него, безусловно, от отца-режиссера. Поэтому так ярко и рельефно воспринимаются его саундтреки из фильмов «Ждите писем», «Семь нянек», «Выстрел» и первого советского «ужастика» «Вий», положенного в основу 2-й симфонии композитора. Озвученная им популярная спортивная мульти-трилогия — «Необыкновенный матч», «Старые знакомые» и «В гостях у лета» — о соревновании честных, хороших спортсменов и их соперников-хулиганов, почти вся идет на непрерывном музыкальном фоне, а это — ни много ни мало — почти целый час экранного времени. Столь же яркое звуковое сопровождение в его знаменитом мультике «Чиполлино» стало материалом для одноименного балета по сказке ровесника музыканта, итальянского писателя Джанни Родари. Этот спектакль, удостоенный Госпремии, обошел многие театральные сцены нашей и ряда других стран и по сей день является украшением современного детского балетного репертуара. Был даже случай, когда на эту замечательную музыку поставили совсем другое литературное произведение, однако композитор вовремя обнаружил и пресек эту идею.
До конца своей жизни Карен Суренович сохранял небывалую творческую активность, непрерывно работая почти до 90 лет, в том числе и профессором в своей родной альма-матер, где вел класс инструментовки с 1952 года. Если прибавить сюда время его учебы в Московской консерватории, то общий стаж пребывания Хачатуряна в прославленном вузе составит фантастическую цифру — 70 лет! Среди сотен учеников, овладевших там под его руководством тайнами оркестровки — такие мастера, как Шнитке, Губайдулина, Александр Чайковский и многие другие. А ведь он имел еще массу общественных должностей, состоял в различных культурных организациях, входил в жюри многих международных конкурсов. Композитор похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом со своими родителями и женой, которую он пережил на 7 лет.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.