Александр Свешников. «Патриарх советской хоровой музыки»
Дата публикации: 11 сентября 2020
Он стоял у истоков советской хоровой музыки, связав ее с традициями русского народного и профессионального пения, основал десятки вокальных коллективов, воспитал плеяду учеников. 11 сентября исполняется 130 лет со дня рождения дирижера, хормейстера, педагога Александра Васильевича Свешникова.
За свои почти 90 лет он сделал столько, что хватило бы на несколько жизней — создал целый ряд замечательных хоров, ставших гордостью отечественной музыки; основал легендарную «Хоровушку» — училище, носящее ныне его имя; сделал множество считающихся эталонными обработок и переложений русских песен; более четверти века возглавлял Московскую консерваторию — больше, чем кто-либо другой; подготовил сотни учеников, многие из которых известны всему музыкальному миру. И это не считая огромной общественно-политической работы в различных государственных и культурных учреждениях. При этом он обладал непререкаемым художественным авторитетом, который многие называли авторитаризмом. Внешне строгий и подтянутый, он производил впечатление сухого, замкнутого в себе «человека в футляре», но за пультом мгновенно преображался, раскрывая самые человечные струны своей души, способной на тончайшие, глубокие проявления чувства, вплоть до едва сдерживаемых слез. Это хорошо видно на записях его репетиций и выступлений на сцене.
Свешников родом из старинной подмосковной Коломны, столичной ровесницы, расположенной на слиянии рек Оки и Москвы. Он с детства дышал здесь воздухом, пропитанным народным крестьянским пением, сам пел в местной церкви. Вырваться из этой провинциальной глубинки удалось после революции 1905 года, когда в Москве на волне всеобщего подъема открылась так называемая Народная консерватория — для всех желающих. Учеба на самом дешевом, хоровом отделении здесь стоила всего 3 рубля в год (тогда как на сольном — целых 20!), и именно туда, к знаменитому профессору Яворскому, поступает 16-летний юноша. Но даже минимальная цена ему не по силам, и он все равно вынужден подрабатывать, понимая, что игра стоит свеч. Вслед за «Нарконсой» следует Филармоническое училище, ныне ГИТИС, где тоже преподает консерваторская профессура, включая самого Танеева. Так что к 1917 году молодой музыкант уже имеет отличные навыки, прекрасную подготовку и работает со многими рабочими хорами, в том числе в депо «Москва-Сортировочная». На талантливого хормейстера обращает внимание глава Наркомпроса Луначарский и посылает его в Полтавскую губернию на культурное перевоспитание беспризорников, где также действовала трудовая коммуна Антона Макаренко.
Вернувшись через 2 года в столицу уже в статусе первоклассного регента, Свешников руководит церковными и любительскими хорами, возглавляет музчасть в 1-й студии МХАТ во главе с Михаилом Чеховым, а в 1928 году приглашается на радио для создания там вокального ансамбля — сейчас это знаменитые «Мастера хорового пения» нашего РГМЦ. Вскоре он создает Государственный хор СССР, носящий теперь его имя, а уже во время войны — Московское хоровое училище, тоже названное потом в честь своего основателя, откуда вышли дирижеры Минин и Юрлов, композиторы Флярковский и Щедрин, певец Корчак, и другие. Тогда же он начинает преподавать в Московской консерватории, а с 1948 по 1975 год является ее ректором. Среди его учеников — известные российские хормейстеры Тевлин, Куликов, Калинин, а также Виктор Попов, преобразовавший свешниковское училище в Хоровую академию. Их наставник удостоен высоких званий народного артиста СССР, Героя Соцтруда, награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Государственными премиями. В его родной Коломне в честь него названа детская хоровая школа, а по протекающей здесь Оке с 1981 года курсирует теплоход, носящий имя дирижера. Сам он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилами Свиридова, Кабалевского, Блантера и других композиторов, произведениями которых он неоднократно дирижировал.
Текст — Анатолий Лысенков.
Последние события
Госоркестр Башкортостана готовится к Зимнему фестивалю
Госоркестр Башкортостана в шестой раз проведёт Зимний фестиваль. Смотр начнётся в Уфе 3 декабря. В этом году концерты посвятят 200-летию со дня рождения Антона Брукнера.
«Декабрьские вечера Святослава Рихтера» начинаются в Пушкинском
«Декабрьские вечера Святослава Рихтера» стартуют 1 декабря в Пушкинском музее. Участие в музыкально-литературной программе «Вакхические песни» примут Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Конкурс «Щелкунчик» подведёт итоги
Трансляцию финала Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» покажут 2 декабря на канале «Россия-Культура». Вечер традиционно пройдёт в Концертном зале имени Чайковского.