Ицхак Перлман. «Жемчужина скрипичного искусства»
Дата публикации: 31 августа 2020
Его фамилия на идише означает «жемчуг» — дословно «перл». Он и в самом деле является настоящим художественным перлом, жемчужиной мирового скрипичного исполнительства. 31 августа исполняется 75 лет выдающемуся американо-израильскому скрипачу, дирижеру и педагогу Ицхаку Перлману.
Он — достойный продолжатель великих скрипачей ХХ века еврейского происхождения, прославившихся игрой на этом струнном инструменте: от Хейфеца, Стерна и Менухина до Ойстраха, Когана, Спивакова и других. Но, в отличие от них, ему с детства пришлось осваивать скрипку в сидячем положении, а не стоя, так как в 4 года он перенес полиомиелит и с тех пор передвигается только на костылях или в электро-кресле, что, впрочем, не помешало ему создать большую семью и стать отцом пятерых детей. Еще одна специфическая особенность музыканта — синестезия, то есть способность ощущать звуки и струны не только в собственно фоническом, но и в пространственно-цветовом виде (так называемая хроместезия, которой обладали также Скрябин, Римский —Корсаков, Мессиан…). И наконец, Перлман — один из рекордсменов премии «Грэмми» в «классической» номинации, получавший ее 16 раз. Впереди него только венгерский дирижер Георг Шолти с 31-й наградой.

Перлман родился в Тель-Авиве. Его родители прибыли в будущую столицу Израиля из польского, ныне украинского, Тернополя, и едва их сыну исполнилось 3 года, начинают учить мальчика игре на скрипке. Несмотря на тяжелую болезнь, он блестяще заканчивает местную музыкальную школу и тель-авивскую Академию музыки, а затем отправляется в Нью-Йорк (1958), где 13-летнего вундеркинда показывают на знаменитом телешоу Эда Сэлливана, открывшего Америке многих поп- и рок-звезд — Пресли, Битлз, Дорз и т. п. Этот успех дает Ицхаку возможность продолжить обучение в легендарной Джульярдской школе у Ивана Галамяна, учившегося в Москве, и его ассистентки Дороти Делэй, воспитавших таких известных скрипачей, как Пинхас Цукерман, Найджел Кеннеди, Дмитрий Ситковецкий и других. Окончив Джульярд, 18-летний Перлман дебютирует в престижном нью-йоркском зале «Карнеги-холл», выступает и в других городах страны, а также за рубежом, в том числе и на своей исторической родине с Израильским филармоническим оркестром. Тогда же он начинает записываться на пластинки и продолжает это по сей день, сделав десятки замечательных записей. Вместе с ним играли самые знаменитые солисты — Ростропович, Ашкенази, Йо-Йо Ма, дирижеры — Мета, Озава, Левайн и многие другие. Его игре присущи яркий темперамент, энергичность и выразительность исполнения в сочетании с технической безупречностью и особой выпуклостью звучания, идущей, вероятно, от его объемно-цветового «синестического» мышления. К тому же в его распоряжении два бесценных скрипичных раритета — «Страдивари» 1714 года, ранее принадлежавший Менухину, и «Гварнери» 1743 года.
Музыкант не ограничивается только классикой, а с удовольствием исполняет джаз, клезмерскую народную музыку, мелодии из мюзиклов и кинофильмов. Две из них принесли ему премию «Оскар» за саундтреки к «Списку Шиндлера» режиссера Стивена Спилберга и к «Мемуарам гейши» Роба Маршалла. Кроме того, Перлман ведет активную преподавательскую деятельность в Бруклинском колледже, родном Джульярде и собственной летней школе на острове Шелтер в Нью-Йорке, открытой им совместно с женой Тоби, тоже скрипачкой. Харизматичный и импозантный, с огромной курчавой шевелюрой, чем-то напоминающий певца Джо Дассена, он обладает прекрасным густым баритоном и часто сам ведет свои концертные программы и мастер-классы. Однажды его даже пригласили спеть небольшую партию слуги в опере «Тоска» при участии Доминго, Брузона и других оперных звезд. Перлман — частый гость и в Белом доме на различных президентских мероприятиях, и на телеэкране во всевозможных развлекательных и познавательных программах, включая популярный детский сериал «Маппет-шоу», за что, кстати, удостоен четырех телевизионных премий «Эмми». С начала 2000-х годов он обратился к дирижированию, что далеко не редкость для солирующих скрипачей, и работает с несколькими симфоническими оркестрами — Детройтским, Сент-Луисским, Вестчестерским и другими. Музыкант дважды гастролировал в нашей стране (1990 и 2009 г. г.), произведя неизгладимое впечатление на российских слушателей, которые с нетерпением ждут новой встречи с гениальным исполнителем.
Текст — Анатолий Лысенков.
Последние события
Культурное наследие страны
Владимир Путин в пятницу выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент в своей речи затронул и сферу культуры.
Когда академическая музыка вызывает мурашки
На фестивале неординарных музыкальных событий SOUND UP прозвучит музыка современного американского композитора Брайса Десснера, который после группы The National покорил академическую сцену.
Объявлена программа «Зеркала»
Стали известны участники конкурсных программ XIX Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Он пройдёт в Ивановской области с 27 июня по 1 июля.