Память партитур и партитура памяти

Дата публикации: 21 июня 2022

Кажется, современного человека невозможно ничем удивить или, тем более, потрясти. Однако проект «Партитура памяти» (он реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а также ПАО «Ростелеком»), восстанавливающий одну из самых невероятных страниц Второй мировой войны — историю исполнения в мире Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, — рассказывает не просто о нравственном подвиге музыкантов, игравших премьеру сочинения в блокадном Ленинграде в августе 1942 года. Он раскрывает такое величие человеческого духа, такие детали и подробности, от которых в буквальном смысле мороз по коже.
Многие из этих деталей стали известны в ходе пресс-конференции, состоявшейся 21 июня в 13 часов в Бетховенском фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии. В ней участвовали директор Санкт-Петербургской академической филармонии Илья Черкасов, заместитель художественного руководителя филармонии Евгений Петровский, куратор проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти», доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлия Кантор и сотрудник Института театра музыки и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена Надим Айдаров.
Пресс-конференция транслировалась онлайн, и вся страна могла услышать потрясающую историю о том, как дирижер ленинградской блокадной премьеры Карл Ильич Элиасберг фактически воскресил деда Надима Айдарова — ударника оркестра Ленинградского радиокомитета Жавдета Айдарова (кстати, первого в городе на Неве исполнителя соло на малом барабане в знаменитом «эпизоде нашествия» из первой части симфонии). Однажды музыкант не явился на репетицию, и дирижеру сообщили, что он скончался. После репетиции Карл Ильич спустился в морг, располагавшийся в подвале здания радиокомитета, чтобы попрощаться с ударником — и вдруг заметил, что его пальцы шевелятся. Так великая музыка и великий дирижер реально спасли жизнь ленинградскому оркестранту, чей внук представил на пресс-конференции письма своего деда — бесценные документы эпохи, написанные летом 1942 года, в дни блокадных репетиций Седьмой симфонии Шостаковича.
В ходе пресс-конференции проект «Партитура памяти» предстал во всем своем многообразии и триединстве, включающем научную конференцию, мемориальную выставку (где, в частности, будут представлены уникальные партитуры, по которым исполняли Седьмую симфонию великие дирижеры ХХ века) и кульминационное событие: концерт Академического симфонического оркестра филармонии в Большом зале филармонии. Седьмая симфония Шостаковича прозвучит 9 августа 2022 года, в день 80-летия ее первого исполнения в Ленинграде.
Наша радиостанция задала куратору проекта Юлии Кантор вопрос о зарубежных исполнениях Седьмой симфонии Шостаковича в годы Великой Отечественной войны и зарубежных записях тех лет. Вот что ответила Юлия Зораховна:
«Первая зарубежная запись Седьмой симфонии — лондонская. Она была сделана как раз с концерта 22 июня 1942 года. Что касается других стран, помимо Соединённых Шатов и Англии, Седьмая симфония в 1942 году была исполнена в Торонто (Канада) и Мехико (Мексика). В 1942-43 годах сочинения Шостаковича исполняли почти во всех штатах США. А в 1943 году симфонию сыграли даже в Австралии, и музыка получила там большой резонанс. В этом же году премьера состоялась в Швеции — нейтральной стране. Исполнение партитуры в Гётеборге, которое подпольно слушали и в Финляндии, воевавшей с Советским Союзом, имело колоссальный резонанс. Как свидетельствуют результаты исследований, это стало одной из предпосылок к выходу Финляндии из войны. Неизвестные ранее материалы, связанные с реакцией мирового сообщества на Седьмую симфонию Шостаковича, мы представим на Всероссийской конференции в Петербурге 9 августа, в день старта проекта „Партитура памяти“».
Проект «Партитура памяти» продолжается, и радио «Орфей» активно участвует в информационной поддержке этого важнейшего культурного начинания, имеющего не только историческое, но и остро-современное измерение и звучание.
Роман Берченко

Последние события

Хопкинс сыграет Генделя

Энтони Хопкинс сыграет композитора Георга Фридриха Генделя в фильме «Король Ковент-Гардена». Режиссёром ленты станет Эндрю Левитас.

Выставку «Россия» посетили 12 миллионов человек

Выставка-форум «Россия», которая проходит на территории столичного ВДНХ, встретила 12-миллионного гостя. Им стала Ксения Юшкова из Ивановской области.

Продолжается реставрация Петербургской консерватории

Ирек Файзуллин, министр строительства и ЖКХ России, ознакомился с ходом реставрации Петербургской консерватории. Об этом сообщает телеграм-канал Минстроя.