Уникальные находки проекта «Партитура памяти»

Дата публикации: 21 июня 2022

В ходе историко-музейной подготовки проекта «Партитура памяти», посвященного 80-летию со дня блокадной премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, автором идеи и куратором проекта Юлией Кантор были сделаны уникальные находки, среди которых письма Жавдета Айдарова — музыканта, участвовавшего в исполнении «Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года. В его судьбе руководитель оркестраРадиокомитета Карл Элиасберг сыграл особую роль. Письма, позволяющие погрузиться в блокадную реальность периодаподготовки к премьере в осажденном городе, были адресованы родителям Айдарова, находившимся в эвакуации, и 80лет хранились в его семье.
21 июня в 13 часов в Бетховенском фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии состоится пресс-конференция, на которой широкой общественности впервые будут представлены эти уникальные артефакты, а такжепойдет речь об итогах приема заявок на научную конференцию в рамках проекта.
Участники пресс-конференции:
— Илья Сергеевич ЧЕРКАСОВ,
директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
— Евгений Дмитриевич ПЕТРОВСКИЙ, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
— Юлия Зораховна КАНТОР, куратор проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти»,
доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН;
— Надим Жавдетович АЙДАРОВ, кандидат искусствоведения, сотрудник Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена.
В 2022 году — 80 лет событию, навсегда вошедшему в мировую историю: премьере в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Исполнение этого произведения 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением К. И. Элиасберга стало не только уникальным явлением в культуре, но и важнейшим социально-политическим событием периода Великой Отечественной войны, по праву названным «первыми залпами по Берлину». Оно явилось и своего рода кульминацией «путешествия» этого музыкального произведения по РСФСР и другим союзным республикам, а также по столицам стран-союзниц СССР.
Куйбышев и Москва, Ташкент и Новосибирск, Свердловск и Ереван, Лондон и Нью-Йорк… Историческая карта событийобъединяет поколения, позволяя документам, артефактам, исследованиям воссоздать полифоническую картину — Партитуру памяти.
Проект «Партитура памяти» призван способствовать сохранению исторической памяти об одном из знаковых гуманитарных событий Второй мировой войны, укрепить межрегиональные связи музыкального, исторического имузейного сообщества посредством кросс-отраслевого сотрудничества. Проект организован при поддержке нефтяной компании «Роснефть». Компания оказывает спонсорскую помощь Санкт-Петербургской филармонии с 2015 года, что позволяет организовывать современные и масштабные проекты, украшающие культурную жизнь Петербурга и всейРоссии. Это успешное сотрудничество продолжается и в текущем сезоне.
Проект предполагает трехчастную «композицию»: научную конференцию, мемориальную выставку и — как ключевое событие — концерт Академического симфонического оркестра филармонии — бывшего Большого симфоническогооркестра Ленинградского радиокомитета в Большом зале филармонии 9 августа 2022 года.
В научной конференции, посвященной «Ленинградской» симфонии, примут участие музыковеды, историки-исследователи Великой Отечественной войны, архивисты и музейщики. Основные темы — исполнение Седьмой симфонии во время войны и его значение, мемориализация памяти об этом событии, неизвестные документы о подготовке исполнений ипремьерах произведения в РСФСР и за рубежом.
На выставке в фойе Большого зала, которая откроется 9 августа 2022 года, будут показаны уникальные экспонаты, многиеиз которых не демонстрировались никогда: партитура, личная переписка Д. Д. Шостаковича, подлинные инструменты и вещи музыкантов и дирижера К. И. Элиасберга — участников ленинградской премьеры, афиши, фото и другие артефакты, связанные с исполнением Симфонии в Куйбышеве, Москве, Новосибирске, Ташкенте, Лондоне, Нью-Йорке и, конечно, вЛенинграде, которому будет отведено ключевое место в экспозиции. Таким образом будет «реконструировано» историко-информационное пространство бытования уникального явления, каким стала «Ленинградская» симфония, в отечественноми мировом культурном ландшафте.
В рамках проекта начнется подготовка иллюстрированной монографии, одноименной проекту, главы которой будутпосвящены «географии» исполнения Седьмой симфонии и общественно-политическому резонансу этого события внашей стране и за ее пределами, а также месту «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича в культурной и исторической памяти.
Финальным событием проекта станет концерт Академического симфонического оркестра филармонии в Большом зале с прямой трансляцией исполнения Седьмой симфонии в интернете и на радио: дань памяти подвигу ленинградскойтворческой интеллигенции, сквозь голод, холод и бомбардировки донесшей миру несокрушимую силу Искусства.
Автор идеи и куратор: Юлия Кантор, д. и. н., заместитель директора, главный научный сотрудник СПбИИ РАН.

Последние события

Дебютный альбом Сайоа Эрнандес

Испанская оперная певица Сайоа Эрнандес вместе с Мадридским симфоническим оркестром записала первый сольный альбом.

Густаво Дудамель о причинах ухода из Парижской оперы

Густаво Дудамель дал интервью французской газете Le Monde. Он рассказал, почему год назад покинул пост музыкального руководителя Парижской оперы.

Продолжается Всемирный форум по межкультурному диалогу

VI Всемирный форум по межкультурному диалогу проходит в Баку. На протяжении нескольких дней идут панельные дискуссии, которые посвящены решению важнейших глобальных проблем.