Звукоинженер и отец конкретной музыки
Дата публикации: 14 августа 2020
Звукоинженер и отец конкретной музыки — сегодня исполняется 110 лет со дня рождения французского композитора Пьера Шеффера.
Отец скрипач, мама певица, а сын обожает музыку: казалось бы, идеальные условия для создания музыкальной династии. Но творческий путь французского композитора Пьера Шеффера не был прямым.
Родители юного Пьера были против того, чтобы их сын получил музыкальное образование. Профессия инженера куда надёжнее. Именно эту специальность Пьер осваивает в родном Нанси, а следом оканчивает Высшую школу электрики в Париже. Всё это время тяга к музыке не отпускает молодого Шеффера, он становится звукоинженером на французском радио. Работает непродолжительное время в Страсбурге, затем переводится в Париж. Там же Шеффер открывает в себе литературный дар — пишет музыкально-критические статьи в журнал о современной музыке «Revue Musicale», исторические романы и философско-религиозные работы.
Со временем Пьер начинает работать в области радиотеатра. Создаёт экспериментальную группу «Studio d ' Essai» (с 1946 года «Club d ' Essai») и готовит для эфира несколько литературно-музыкальных постановок. К примеру, радиофоническую оперу «Скорлупа планет», музыку для которой создаёт композитор Клод Арье. Сам Шеффер пишет текст, исполняет несколько ролей и монтирует произведение. У группы «Studio d ' Essai» было и другое назначение: деятельность организации была прикрытием для операций французского Сопротивления.
Шеффер хотел не только оформлять, но и создавать собственные сочинения. Доступ к радиотехнике и современным технологиям того времени дали возможность проводить эксперименты со звуком. Результатом исследований становятся «Пять шумовых этюдов»: «Этюд с турникетом», «Этюд с железными дорогами» и другие. Работы отнесли к новому жанру — конкретной музыке. Яркими примерами направления становятся «Симфония для одного человека» и опера «Орфей» для человеческого голоса и магнитофонных звуков. Шеффер сочиняет эти произведения вместе со своим единомышленником — композитором Пьером Анри.
К сорока годам Шеффер всё меньше работает как композитор. Разочаровывается в своих открытиях, поддержки коллег не находит. Творчество Шеффера критикует Булез, а Анри отходит от своего товарища и создаёт собственную электронную студию. Критикуют Шеффера в том числе и за то, что у того нет музыкального образования.
Шеффер сосредотачивается на теоритических исследованиях. Пятнадцатилетний труд «Трактат о музыкальных объектах» увидит свет в 1966 году. Два года спустя Шеффер станет адъюнкт-профессором Парижской консерватории, где проработает 12 лет.
В 1988-м Шеффер отправится в Армению, где в качестве добровольца будет искать выживших людей в Ленинакане после Спитакского землетрясения.
Скончался Пьер Шеффер в 1995 г.
Никита Курочко
Последние события
Музыкальное путешествие по всему миру
Пианист Борис Березовский станет специальным гостем предновогоднего концерта ансамбля «Фыняф», исполняющего фолк-музыку разных стран. Программу «Вокруг света за 80 минут» представят 18 декабря.
«Чистый звук» принимает заявки
Приём заявок на участие в Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» продлится до 12 января 2025 года.
Подарок на день рождения
Юра Борисов в день рождения получил первую международную награду за фильм «Анора» — в номинации «Лучший актёр второго плана» на премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса.