Звукоинженер и отец конкретной музыки

Дата публикации: 14 августа 2020

Звукоинженер и отец конкретной музыки — сегодня исполняется 110 лет со дня рождения французского композитора Пьера Шеффера.
Отец скрипач, мама певица, а сын обожает музыку: казалось бы, идеальные условия для создания музыкальной династии. Но творческий путь французского композитора Пьера Шеффера не был прямым.
Звукоинженер и отец конкретной музыки
Родители юного Пьера были против того, чтобы их сын получил музыкальное образование. Профессия инженера куда надёжнее. Именно эту специальность Пьер осваивает в родном Нанси, а следом оканчивает Высшую школу электрики в Париже. Всё это время тяга к музыке не отпускает молодого Шеффера, он становится звукоинженером на французском радио. Работает непродолжительное время в Страсбурге, затем переводится в Париж. Там же Шеффер открывает в себе литературный дар — пишет музыкально-критические статьи в журнал о современной музыке «Revue Musicale», исторические романы и философско-религиозные работы.
Со временем Пьер начинает работать в области радиотеатра. Создаёт экспериментальную группу «Studio d ' Essai» (с 1946 года «Club d ' Essai») и готовит для эфира несколько литературно-музыкальных постановок. К примеру, радиофоническую оперу «Скорлупа планет», музыку для которой создаёт композитор Клод Арье. Сам Шеффер пишет текст, исполняет несколько ролей и монтирует произведение. У группы «Studio d ' Essai» было и другое назначение: деятельность организации была прикрытием для операций французского Сопротивления.
Звукоинженер и отец конкретной музыки
Шеффер хотел не только оформлять, но и создавать собственные сочинения. Доступ к радиотехнике и современным технологиям того времени дали возможность проводить эксперименты со звуком. Результатом исследований становятся «Пять шумовых этюдов»: «Этюд с турникетом», «Этюд с железными дорогами» и другие. Работы отнесли к новому жанру — конкретной музыке. Яркими примерами направления становятся «Симфония для одного человека» и опера «Орфей» для человеческого голоса и магнитофонных звуков. Шеффер сочиняет эти произведения вместе со своим единомышленником — композитором Пьером Анри.
К сорока годам Шеффер всё меньше работает как композитор. Разочаровывается в своих открытиях, поддержки коллег не находит. Творчество Шеффера критикует Булез, а Анри отходит от своего товарища и создаёт собственную электронную студию. Критикуют Шеффера в том числе и за то, что у того нет музыкального образования.
Шеффер сосредотачивается на теоритических исследованиях. Пятнадцатилетний труд «Трактат о музыкальных объектах» увидит свет в 1966 году. Два года спустя Шеффер станет адъюнкт-профессором Парижской консерватории, где проработает 12 лет.
В 1988-м Шеффер отправится в Армению, где в качестве добровольца будет искать выживших людей в Ленинакане после Спитакского землетрясения.
Скончался Пьер Шеффер в 1995 г.
Звукоинженер и отец конкретной музыки
Никита Курочко

Последние события

Музыкальное путешествие по всему миру

Пианист Борис Березовский станет специальным гостем предновогоднего концерта ансамбля «Фыняф», исполняющего фолк-музыку разных стран. Программу «Вокруг света за 80 минут» представят 18 декабря.

«Чистый звук» принимает заявки

Приём заявок на участие в Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» продлится до 12 января 2025 года.

Подарок на день рождения

Юра Борисов в день рождения получил первую международную награду за фильм «Анора» — в номинации «Лучший актёр второго плана» на премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса.