Чародей скрипки Ян Кубелик

Дата публикации: 5 июля 2020

Его с восторгом принимала публика всего мира, считая одним из лучших скрипачей-виртуозов своего времени и называя «чешским Паганини». 5 июля исполняется 140 лет со дня рождения Яна Кубелика.
Учиться играть на скрипке Ян начал в раннем детстве. Первым учителем стал отец, который был скрипачом-любителем. Однажды в ансамбль, где играл отец Кубелика не пришел кларнетист, и тогда Ян уверенно сыграл его партию на скрипке. Становилось понятно, талант мальчика настолько ярок, что нужен преподаватель-профессионал. И тогда Ян начал заниматься у Карела Ондржичека, который на тот момент был первой скрипкой в оркестре Пражского национального театра.
В двенадцать лет будущая звезда мировой сцены предстает перед приемной комиссией Пражской консерватории и играет Седьмой концерт Шарля Берио. Исполнение приводит в восторг, но комиссию смущает юный возраст абитуриента. Тогда мальчика отправляют на год заниматься с Отакаром Шевчиком, который дает Яну сложные техничные пьесы. В 15 лет Кубелик уже блестяще исполняет Третий концерт Сен-Санса, а в восемнадцать начинает концертировать по разным странам. На концерте в Лондоне скрипачу приходится бисировать целый час, и это после того, как перед ним играл сам Изаи.
В 1902 году Кубелик покоряет Россию. Вот отзыв «Русской музыкальной газеты»: «Ян Кубелик — новый баловень петербургской публики. Он приехал сюда, как и Гофман, без предварительной рекламы, а теперь концерты его в Дворянском — событие, привлекающее густую толпу народа. Молодого чешского скрипача ходят слушать все артисты и любители скрипки, артисты и любители музыки вообще, в главной же массе — равнодушные и к скрипке, и к музыке, и к концертам, но любопытные ко всему, что является живою темой сегодняшнего разговора. Кубелик действительно явление выдающееся, яркий, здоровый талант, законченный артист, с техникою, доведенной до пределов „чудесного“».
До начала первой мировой войны Кубелик пользовался феноменальным успехом. В Петербурге, желая попасть на концерты чешского скрипача, публика занимала очередь у билетной кассы с утра, приходя туда с самоварами и едой. На родине его принимали как национального героя. Император Австро-Венгрии Франц-Иосиф предложил ему герб и дворянство, от чего Кубелик отказался, заявив, что он чех и простой человек. Внук Паганини презентовал ему фотографию и локон волос деда.
Первую мировую войну Кубелик прожил на родине, занимаясь композицией и игрой в домашнем квартете. С наступлением мира снова начал концертировать. Но довольно скоро посетители его концертов и пресса стали замечать резкое падение мастерства своего любимца. Игра Яна сделалась неровной и холодной. Дошло до того, что в Австралии ему отказали в записи грампластинки, а концерты все чаще проходили при полупустых залах.
Но музыкант не переставал концертировать. Последний концерт Кубелик дал за полгода до смерти — в мае 1940 в Невеклове. Умер он в Праге и был похоронен на Вышеградском кладбище.
Наталия Сергеева

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.