Основатель Московской консерватории

Дата публикации: 14 июня 2020

Николай Рубинштейн родился в Москве в семье мелкого фабриканта. С четырех лет мальчик начал заниматься музыкой под руководством матери, получившей в своё время блистательное образование. С семи лет Рубинштейн-младший уже концертировал вместе с братом Антоном, выдающимся пианистом. Что интересно, современники отмечали даже большую одаренность у Николая, чем у Антона. В газетах писали, что Николай сочетает в своей игре «античное целомудрие и чувство меры» с «титанической силой».
Перед очередной поездкой в заграничное турне, мальчиков удостоил своим вниманием сам Николай I. В Санкт-Петербурге перед императором Николай исполнил собственный ноктюрн. Самодержец был в восторге и благословил братьев на дальнейшую работу, заявив, что она принесет пользу, как самим музыкантам, так и России. Из Петербурга семейство направилось в Берлин, потом в Париж. Во время гастролей музыканты общались с выдающимися композиторами того времени: Мендельсоном, Шопеном, Мейербером.
Вернувшись на родину, Николай начинает готовиться к поступлению в Московский университет на юридический факультет, параллельно выступая с концертами по городам России. Учёба освобождает юношу от призыва в армию, где в то время служили 25 лет. После окончания университета, Рубинштейн поступает на службу в канцелярию генерал-губернатора, получив один из младших чинов — губернский советник. Но карьера чиновника не привлекает молодого музыканта. Через некоторое время Николай Григорьевич вновь возвращается к концертной деятельности, выступая уже и в качестве дирижера. Он ведёт размеренную светскую жизнь, пианиста с радостью принимают в лучших московских домах.
С 1858 года Николай Рубинштейн начинает работу как общественный деятель. Его действия в корне меняют музыкальную атмосферу в Москве — в городе, достаточно провинциальном по сравнению с Петербургом. В начале 1960 года Рубинштейн создаёт Российское музыкальное общество. Как его бессменный председатель, он объединяет в коллективе всех, по его словам, «влюблённых в музыку». Рубинштейн увеличивает число концертов, где исполняют не только известную европейскую музыку, но и сочинения русских композиторов. Требования к публике тоже меняются. Светские дамы ходят на концерты исключительно в вечерних платьях, а мужчины — во фраках. Рубинштейн запрещает входить зрителям после начала концерта и разговаривать во время выступления. Современники вспоминали о том, как замирал зал, когда Николай Григорьевич становился за дирижерский пюпитр, и обводил зал глазами. Каждое публичное выступление любимца Москвы сопровождалось восторженными аплодисментами и овациями.
Вслед за Музыкальным обществом, по инициативе Николая Рубинштейна, в столице начинают действовать несколько частных бесплатных Музыкальных классов. К моменту открытия консерватории, Москву этого времени уже трудно назвать музыкальным захолустьем. Идея создать в городе первый музыкальный вуз целиком занимает мысли Николая Григорьевича. Такой масштабный проект требует больших денежных вложений, недостающие средства Рубинштейн собирает с помощью благотворителей.
В феврале 1866 года Консерватория начинает работу под управлением своего первого директора — Николая Григорьевича Рубинштейна. Под классы он арендует дом на углу улицы Воздвиженка и Борисоглебского проезда. Этот дом, к сожалению, полностью уничтожила фашистская бомба в 1941 году. Николай привлекает к преподаванию лучших отечественных и зарубежных музыкантов. Теорию музыки в Московской консерватории преподаёт 26-летний Пётр Ильич Чайковский. Композитор даже живёт в этом же доме, в одной квартире с Николаем Рубинштейном. Сам Николай Григорьевич ведёт фортепианный класс, дирижирует ученическим оркестром. В числе его студентов — Сергей Танеев, Александр Зилоти, Эмиль Зауэр и многие другие выдающиеся музыканты. Обучение в консерватории, по тем временам, стоило недешево — сто рублей в год. Но основным средством существования учебного заведения были все же пожертвования и деньги, которые выделял сам Николаем Григорьевич из собственных концертных гонораров.
Современник великого музыканта, общественный деятель Николай Давыдов писал: «Николай Григорьевич отзывчивый и добрый человек, не умевший отказывать, когда его помощь действительно была нужна, причем он совершенно не считался со своими личными средствами и раздавал гораздо даже больше, чем сам имел, живя потом в долг».
В конце семидесятых Рубинштейну поступило предложение уехать из России в Америку, однако будучи патриотом, он отказался, и до конца своих дней оставался верным своей стране. В те же годы Николай Рубинштейн провел серию концертов в России, выступив в 33-х городах. Собранные средства он пожертвовал в пользу Красного креста — шла Русско-турецкая война.
Тяжело больной, в начале 1881 года Рубинштейн еще продолжал дирижировать и преподавать. Врачи настаивали на поездке для лечения в Ниццу. Но музыкант не доехал до Ниццы и умер в Париже. Его посетителями в последние минуты жизни были Камиль Сен-Санс, Иван Тургенев и Полина Виардо. Николая Рубинштейна похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году захоронение перенесли на Новодевичье кладбище.
Текст: Марина Сёмина

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.