Вячеслав Артёмов. «Композитор non grata»

Дата публикации: 29 июня 2025

Стихи про споры физиков и лириков никак не укладываются в биографию композитора Вячеслава Артёмова. Имея в багаже техническое образование, он неожиданно для всех решил проверить алгеброй гармонию и успешно закончил Московскую консерваторию. 29 июня исполняется 85 лет музыканту и философу Вячеславу Петровичу Артёмову.
«Композитор non grata» — так называлась одна из посвященных ему критических статей, использовавшая этот сугубо дипломатический термин, который по — латыни значит «нежелательный», или дословно — «неприятный». И хотя о его музыке этого, пожалуй, не скажешь — она на слух большей частью вполне благозвучна, выразительна и даже порой красива. Тем не менее, сам он долгое время считался опасным новатором, модернистом и диссидентом, наряду со Шнитке, Губайдулиной, Денисовым, Каретниковым и другими авторами, исповедовавшими запрещенные в СССР новейшие авангардные стили и техники, то есть был абсолютно неблагонадежным с точки зрения официальных советских музыкальных властей. И лишь в конце перестройки его признали гением, провозвестником и первооткрывателем новых художественных путей и звуковых миров, как, впрочем, и многих из перечисленных выше его коллег.
Вячеслав Артёмов. «Композитор non grata»
Он родился в Москве ровно за год до начала Великой Отечественной войны в семье музыкантов, но не сразу пошел по родительской стезе, поступив после школы на физфак Московского университета, что позже отразилось на его художественных воззрениях. Однако тяга к музыке все же берет верх, и юноша заканчивает училище при консерватории, где затем учится у Николая Сидельникова, из класса которого вышли такие непохожие друг на друга композиторы, как Артемьев, Смирнов, Тарнопольский, Мартынов, Минков, Соколов и другие. Артёмов тоже ищет свой оригинальный, неповторимый язык, призванный передать его своеобразные творческие идеи, в основе которых лежит духовная составляющая искусства. Музыка для него — это, в первую очередь, раскрытие глубин человеческого духа, столь же неисчерпаемого, как космос и Вселенная. Она несет с собой озарение, позволяющее проникнуть в тайны бытия и всего мироздания, что очень близко категорическому императиву Канта — «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Такая космологическая концепция идет от романтиков с их опорой на мифологию, прежде всего — Вагнера, а также от Скрябина, Вареза, Мессиана и, во многом, от народного фольклора. В этих взглядах отразился научно-философский подход композитора к собственному творчеству.
Зато подобные принципы оказались весьма далеки от соцреализма — главного направления в советском искусстве. Произведения Артемова почти 20 лет остаются непонятыми верхушкой композиторского сообщества, не издаются и практически не исполняются. В 1979 году на VI съезде Союза композиторов его музыка подвергается резкой критике, и он попадает в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» семи запрещенных отечественных композиторов, куда вошли также Денисов, Губайдулина, Суслин и другие опальные авторы. К чести председателя музыкальной организации Хренникова, он позже изменит свое отношение к младшему коллеге и даже поставит его в один ряд с Моцартом и Верди. Но это произойдет уже в разгар перестройки, когда музыка Артемова широко зазвучит не только за рубежом, но и на родине. Один из поворотных моментов в этом отношении — премьера в московском зале имени Чайковского главного артемовского сочинения «Реквием», посвященного «Мученикам многострадальной России». По своим масштабам и общественной значимости появление этого музыкального шедевра можно сравнить с полотнами Ильи Глазунова «Вечная Россия» и «Мистерия ХХ века», которые как раз тогда же были впервые показаны на персональной выставке художника в Москве. По роковому совпадению, исполнение этого трагического сочинения совпало с крупнейшей природной катастрофой конца 80-х годов в СССР — землетрясением в Спитаке, случившемся всего несколько дней спустя. Так что Реквием Артемова стал еще и траурной мессой по погибшим в Армении. Не
случайно, его исполнили вновь в 2015 году на вечере в Большом зале Московской консерватории, посвященном 100-летию геноцида армянского народа во время 1-й мировой войны. Это произведение, как и многие другие, можно найти на многочисленных грампластинках и компакт-дисках, вышедших в последние десятилетия в США, Англии, Германии и России. Туда вошли записи его симфоний, концертов, камерных и вокальных сочинений.
Текст — Анатолий Лысенков

Последние события

Мельница «Мулен Руж» снова вращается

Крылья мельницы знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вновь начали вращаться спустя более года после обрушения старой конструкции. 10 июля состоялся торжественный запуск обновлённых лопастей.

Наследники традиций русской вокальной школы

Финальный тур XI Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой начинается 11 июля в Санкт-Петербурге. Участвуют 70 певцов из России, Белоруссии и Канады.

11 июля – 100 лет со дня рождения Николая Гедды

Николай Гедда был одним из редких мастеров, не знающих стилистических и репертуарных ограничений. Широкая душа – это тоже про легендарного певца. 11 июля исполняется 100 лет со дня его рождения.

Поиск по сайту