Пётр Ильич Чайковский ‑ «Солнце русской музыки»
Дата публикации: 7 мая 2020
Если Пушкин — «солнце русской поэзии», то Чайковский, безусловно, — «солнце русской музыки». Он — самый известный композитор России, входящий в десятку самых исполняемых в мире и в пятерку самых знаменитых — наряду с Бахом, Моцартом, Бетховеном и Шопеном. Его произведения знают и любят во многих странах, а в некоторых, особенно азиатских — Японии, Китае, Корее — просто обожают. Для нас же, его соотечественников, он — национальная гордость и национальное достояние. 7 мая исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора, дирижера, педагога и критика Петра Ильича Чайковского.
Его музыка сопровождает нас с самого детства. С первых же лет жизни мы как бы уже «изначально, заранее» знаем и танец маленьких лебедей, и Фею Драже (небесная челеста), и арию «Куда, куда вы удалились?» и таинственную, завораживающую историю про «Щелкунчика», которую нам рассказывают ежегодно под Рождество. Ну, а популярнейший Первый фортепианный концерт, особенно его начальные мощные аккорды, да еще в исполнении Вана Клиберна, — кстати, первого лауреата первого конкурса имени Чайковского — это вообще «НАШЕ ВСЁ».
Чайковский родом из маленького рабочего поселка Воткинск на Урале, где его отец, горный инженер, управлял крупным металлургическим заводом, на котором, кстати, был отлит шпиль, украшающий ныне Петропавловскую крепость Петербурга. Уже здесь, в столице империи, Петя учится на юриста в Училище правоведения, которое окончили также шахматист Алехин, композитор Серов, поэт Жемчужников ‑ литературный папа Козьмы Пруткова, критик Стасов — идеолог «Могучей кучки», и прочие неординарные личности В их числе и орловский поэт Алексей Апухтин, оказавший большое влияние на мировоззрение юного уральского провинциала, который на слова своего друга позже напишет вокальные шедевры «День ли царит», «Забыть так скоро» и еще несколько гениальных романсов. Впоследствии, правда, их пути разойдутся, но оба они, будучи ровесниками, умрут в один год.
Центром художественных интересов для юного правоведа становится первая в России Петербургская консерватория, основанная Антоном Рубинштейном в 1862 году, которая и определяет его дальнейшую судьбу. Окончив ее, он работает профессором во второй в стране Московской консерватории, где полностью отдается любимому делу: сочиняет оперы, балеты, симфонии, концерты, пишет статьи в газетах, воспитывает учеников, самый известный из которых — Танеев. В этом ему помогают новые друзья и знакомые — издатель Юргенсон, выпускающий почти все произведения композитора, и меценатка Надежда фон Мекк, спонсирующая его деньгами, но, делает это, говоря современным языком, исключительно офф-лайн — то есть они не встречаются лично и общаются только письменно. С выбранного пути музыканта не сбивает даже неожиданный скоропалительный брак с его консерваторской студенткой Милюковой, продлившийся всего несколько недель и закончившийся быстрым разводом. Кстати, венчались «молодые» в церкви Св. Георгия, на месте которой в ХХ веке был построен Дом радиовещания и звукозаписи — база Большого симфонического оркестра, носящего ныне имя Чайковского.
Он умер в 53 года в зените славы от холеры, как и его мать, которую он очень любил и которую ему не смогла заменить никакая другая женщина. Чайковский покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге рядом с Глинкой, Бортнянским, Карамзиным, Петипа, (открывается в новом окне)кучкистами, Рубинштейном, Глазуновым, Достоевским и другими гениальными творцами русской культуры.
Текст — Анатолий Лысенков
Последние события
Наследие скульптора Елены Суровцевой в ММОМА
Московский музей современного искусства 23 мая откроет выставку «Это всего лишь тайна». В центре проекта — наследие скульптора Елены Суровцевой, которая ушла из жизни этой весной.
Петербургская филармония стала лидером посещаемости «Ночи музеев»
Петербургская филармония имени Шостаковича стала самой посещаемой площадкой «Ночи музеев» в Северной столице. Концерты, викторины и конкурсы посетили 15 тысяч человек.
Экспериментальные программы от фестиваля Context. Diana Vishneva
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva с 26 по 29 мая представит на сцене Электротеатра Станиславский три экспериментальные программы.