Фестиваль «Лето в соборе» продолжается в Москве

Дата публикации: 17 июня 2021

Фестиваль «Лето в соборе» продолжается в Кафедральном соборе святых Петра и Павла. 20 июня дадут концерт, посвящённый истории европейской органной музыки. Органист Даниэль Сальвадор за полтора часа исполнит как средневековые сочинения, так и произведения наших современников.
Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с пьес из старинных кодексов. Продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (он служил при дворе короля Карла V и воспитывал императора Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян Питерсзон Свелинк, которого называли называли «Амстердамским Орфеем».
Без внимания не оставили и любителей барочной культуры. Помимо музыки Баха, прозвучат сочинения двух великих органистов добаховского периода — итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до самой смерти он занимал пост органиста собора святого Петра в Риме, где послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек. Второй — знаменитый органист собора в Реймсе, сочинениями которого восхищались далеко за пределами Франции, их собственноручно переписывал Иоганн Себастьян Бах.
На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического органа в часах. Такие инструменты были популярны во времена венских классиков, для них писали и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен; Даниэль Сальвадор выбрал знаменитую пьесу Моцарта. Западный романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона, музыканта, вернувшего орган в сферу интересов композиторов первого ряда, и чудесной миниатюрой русского князя Владимира Одоевского — одного из главных пропагандистов Баха и органной музыки в России XIX века.
Поэтому заключительную часть программы, посвящённая XX веку, составлена из максимально контрастных произведений: трансцендентное, мистическое «Явление вечной Церкви» Оливье Мессиана; строгая, написанная по законам средневековой мессы пьеса Арво Пярта Annum per annum; виртуозная, эффектная концертная «Гэльская токката» Ханса-Андре Штамма.
По материалам организаторов фестиваля «Лето в соборе»

Последние события