Скрипач мистической власти

Дата публикации: 11 июня 2021

Магия и волшебство — так отзывались об игре Филиппа Хиршхорна. 11 июня исполняется 75 лет со дня рождения скрипача.
Немногочисленные записи, немногословные воспоминания коллег и сухие биографические сводки: несмотря на то, что Филипп Хиршхорн был одним из выдающихся скрипачей двадцатого века, в открытом доступе информации о музыканте до удивления мало. А между тем в гениальности артиста не было сомневающихся, игру Хиршхорна называли магией, волшебством, а самого скрипача сравнивали с байроническим героем и НЛО: столь необычным было его мастерство.
Влюблённый в музыку с малых лет, Филипп учится в Рижской специальной музыкальной школе имени Эмиля Дарзиня. Затем покидает родную Ригу, чтобы поступить в Ленинградскую консерваторию в класс профессора Михаила Ваймана. На втором курсе одерживает блистательную победу на престижном брюссельском Международном конкурсе имени королевы Елизаветы. Третьей премии тогда удостоился другой популярный скрипач из Советского Союза — Гидон Кремер.
После Ленинградской консерватории Хиршхорн оканчивает Латвийскую государственную консерваторию, уезжает в Израиль, откуда в скором времени переселяется в Бельгию. Активно концертирует с известными солистами и коллективами, преподаёт в Утрехтской консерватории и в Королевской Брюссельской консерватории. В начале 1980-х руководит Камерным оркестром земли Валлония, дважды в качестве члена жюри принимает участие в конкурсе имени королевы Елизаветы (в 1989 и 1993 годах). Спустя несколько лет, в 1996 году, Филипп Хиршхорн скоропостижно скончается после тяжёлой болезни.
«Он был ближе к совершенству, чем кто-либо из нас, он уже мог заглянуть ему в глаза. Вероятно, эту близость трудно выдержать. Когда твоя машина может делать 400 км в час, при 350 уже становится довольно страшно», — говорил о коллеге виолончелист Миша Майский. Хиршхорн был убеждён, что нет плохой музыки, всё дело в исполнителе. К своей игре относился критично и требовательно. Говорят, скрипач мог прекратить исполнение и покинуть сцену, если был недоволен своей игрой. Но в то же время есть свидетельства, что Хиршхорн ошибался, как и всякий другой музыкант, но при этом творил невероятное. Разобраться в феномене Хиршхорна — задача почти что невыполнимая. Всё, что у нас есть, — это немногие записи живых выступлений музыканта.

Последние события

Электроакустическая фантасмагория

Финальный концерт проекта «Под напряжением!», который посвящён электроакустической музыке за последние 100 лет, пройдёт 2 мая на Новой сцене Александринского театра.

Венская опера заполняет пробелы

Программу будущего сезона представили в Венской опере. Одно из самых ожидаемых событий — премьера «Иоланты». Шедевром Чайковского продирижирует Туган Сохиев.

Оммаж Дягилеву и его «Русским сезонам»

VII фестиваль классической музыки на открытом воздухе «Лето. Музыка. Музей» будет посвящён Сергею Дягилеву. Смотр пройдёт в Истре с 3 по 7 июля.