Александр Майкапар — посланец галантного века
Дата публикации: 1 июня 2021
Известный клавесинист, органист, публицист и педагог Александр Майкапар скончался 1 июня. Музыкальный мир потерял не только замечательного артиста, но и уникального человека с потрясающим чувством юмора, самоиронии и внутреннего такта. Одна из последних книг маэстро называется «Моя жизнь и смерть в искусстве. Дневник эпохи коронавируса». Тяжело осознавать, что время творчества Майкапара завершилась…
Студенты Академии имени Гнесиных обожали Александра Евгеньевича: его уроки имели не только музыкальную, но и просветительскую и даже гуманитарную ценность: доброжелательность, позитивное мироощущение и умение слушать аудиторию — раритетные вещи в современном жёстком мире.
В Гнесинке на четвёртом этаже в бывшем оперном классе в 2009 году для занятий Майкапара специально открыли аудиторию. В помещении уместились абсолютно разные клавишные инструменты: орган, фортепиано, а также его прародители — клавесин и клавикорд. Все они являются «подручным» материалом обучающих программ маэстро, направленных на воспитание чувства стиля, аутентичности.
Клавиши органа не залипали под пальцами мастера — его просветленный Бах сильно ранил душу, переворачивая представление о чрезмерной помпезности короля инструментов. Майкапар элегантно передвигался по классу и попеременно играл сначала на старинном фортепиано, затем — на современном. Простой приём помогал найти правильную нюансировку при исполнении сочинений, написанных изначально для клавесина.
Одна из клавирных сонат Гайдна — живая, с чистейшими гармониями музыкальная материя наполнила стометровый зал. Майкапар играл произведение свежо и просто, не раскидываясь мелизмами, органично вплетая форшлаги в нотный текст со свойственной ему интеллигентностью. Как тут не подметить, что у Александра Евгеньевича с венским классиком не только внешнее, но и ментальное сходство.
Майкапар органично вписался в эстетику 18 столетия и стал для современных меломанов посланником галантного века. Это время подарило миру не только музыку Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, но и самое эфемерное, сиюминутное из всех явлений искусства — искусство увлекательного общения, разговора, бесед, построенных на живом обмене мыслями и остроумными импровизациями.
Майкар сопровождал свои концерты и уроки непринуждёнными рассказами. Сдабривая исполняемые партитуры интересными фактами, артист придерживался принципа «развлекая — наставлять». Ученики, повторив эксперименты маэстро, получают домашнее задание и любезно приглашаются на концерт. Он начался здесь же через несколько минут.
Камерное помещение вмещает небольшое количество зрителей. Это «фирменный» формат выступлений Майкапара. Практику музыкальных встреч в небольшой аудитории — в библиотеках, музейных помещениях, картинных галереях, домах культуры и сельских клубах музыкант проповедовал без малого полвека, до последнего дня своей жизни.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Философия культуры на берегах Балтики
«Балтийский культурный форум» является драйвером развития региональной культуры, заявила министр культуры Ольга Любимова на пленарном заседании форума.
«Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера»
В Пушкинском музее в честь 150-летия импрессионизма запускают цикл просветительских мероприятий, на которых расскажут об особенностях живописи импрессионистов.
На ВДНХ напишут «Тотальный диктант»
ВДНХ станет одной из площадок проведения ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант», которая в этом году отмечает 20-летие.