Александр Майкапар — посланец галантного века

Дата публикации: 1 июня 2021

Известный клавесинист, органист, публицист и педагог Александр Майкапар скончался 1 июня. Музыкальный мир потерял не только замечательного артиста, но и уникального человека с потрясающим чувством юмора, самоиронии и внутреннего такта. Одна из последних книг маэстро называется «Моя жизнь и смерть в искусстве. Дневник эпохи коронавируса». Тяжело осознавать, что время творчества Майкапара завершилась…
Студенты Академии имени Гнесиных обожали Александра Евгеньевича: его уроки имели не только музыкальную, но и просветительскую и даже гуманитарную ценность: доброжелательность, позитивное мироощущение и умение слушать аудиторию — раритетные вещи в современном жёстком мире.
В Гнесинке на четвёртом этаже в бывшем оперном классе в 2009 году для занятий Майкапара специально открыли аудиторию. В помещении уместились абсолютно разные клавишные инструменты: орган, фортепиано, а также его прародители — клавесин и клавикорд. Все они являются «подручным» материалом обучающих программ маэстро, направленных на воспитание чувства стиля, аутентичности.
Клавиши органа не залипали под пальцами мастера — его просветленный Бах сильно ранил душу, переворачивая представление о чрезмерной помпезности короля инструментов. Майкапар элегантно передвигался по классу и попеременно играл сначала на старинном фортепиано, затем — на современном. Простой приём помогал найти правильную нюансировку при исполнении сочинений, написанных изначально для клавесина.
Одна из клавирных сонат Гайдна — живая, с чистейшими гармониями музыкальная материя наполнила стометровый зал. Майкапар играл произведение свежо и просто, не раскидываясь мелизмами, органично вплетая форшлаги в нотный текст со свойственной ему интеллигентностью. Как тут не подметить, что у Александра Евгеньевича с венским классиком не только внешнее, но и ментальное сходство.
Майкапар органично вписался в эстетику 18 столетия и стал для современных меломанов посланником галантного века. Это время подарило миру не только музыку Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, но и самое эфемерное, сиюминутное из всех явлений искусства — искусство увлекательного общения, разговора, бесед, построенных на живом обмене мыслями и остроумными импровизациями.
Майкар сопровождал свои концерты и уроки непринуждёнными рассказами. Сдабривая исполняемые партитуры интересными фактами, артист придерживался принципа «развлекая — наставлять». Ученики, повторив эксперименты маэстро, получают домашнее задание и любезно приглашаются на концерт. Он начался здесь же через несколько минут.
Камерное помещение вмещает небольшое количество зрителей. Это «фирменный» формат выступлений Майкапара. Практику музыкальных встреч в небольшой аудитории — в библиотеках, музейных помещениях, картинных галереях, домах культуры и сельских клубах музыкант проповедовал без малого полвека, до последнего дня своей жизни.

Последние события