«Отец новой немецкой музыки»
Дата публикации: 8 октября 2025
«Отец новой немецкой музыки», «самый выдающийся музыкант своего века», «радость чужих краев, свет Германии», — так называли современники Генриха Шютца, великого немецкого композитора добаховской эпохи. 8 октября исполнятся 440 лет со дня его рождения.
После смерти Шютца его искусство было надолго забыто, и лишь в ХХ веке оно стало, подобно творчеству К. Монтеверди и Г. Пёрселла, неотъемлемым достоянием духовной культуры человечества.
Генрих Шютц родился 8 октября 1585 года. Более чем полувековой его творческий путь распадается на три периода. Первый из них (1611-1628) свидетельствует о плодотворном развитии композитором ренессансной полифонической и протестантской хоральной традиции («Итальянские мадригалы», «Священные песнопения», «Беккеровская псалтырь»), о первых высокоталантливых шагах в концертной, музыкально-драматической и жанровой сферах («Псалмы Давида», «История Воскресения Христова», опера «Дафна»). Второй этап творческой эволюции композитора (1629-1656) характеризуется самобытным освоением возникшего в Италии на рубеже XYI–XYII веков стиля драматизированной монодии с инструментальным сопровождением (евангельская история «Семь слов», балеты с пением «Орфей и Эвридика», «Парис и Елена») и органичным соединением принципов монодического и полифонического письма («Священные симфонии», «Маленькие духовные концерты»). Третий период творчества (1657-1671) обобщает основные тенденции предшествующих, отличаясь еще более прочной опорой на ренессансные и национально-протестанские традиции («12 духовных песнопений», пассионы — «Страсти по Луке», «… по Иоанну» и «… по Матфею»). Среди поздних произведений своим новаторским обликом выделяется «История Рождества Христова», названная выдающимся немецким музыковедом А. Шерингом «Первой немецкой ораторией».
Готическая стройность нидерландской полифонии и яркая живописность итальянского хорового письма, суровая простота протестантского хорала и динамическая напряженность нового концертирующего стиля, архаика средневековой псалмодии и «взволнованная» патетика оперы… Все это теснейшим образом переплелось в творчестве Шютца, который не оставил без внимания почти ни один из бытующих жанров эпохи, и как опытный музыкант-практик, руководивший крупнейшими капеллами Западной Европы, постоянно экспериментировал во многих областях музыкального искусства. Опера, балет, пассионы, «истории», мадригалы, мотеты, вокально-инструментальные концерты, духовные песни — таков самый беглый перечень созданного великим мастером.
Последние события
«Август» заработал больше миллиарда рублей
Фильм «Август» менее чем за месяц проката собрал более млрд рублей, сообщила Ольга Любимова. По её словам, картина стала восьмой российской лентой, преодолевшей этом году миллиардную отметку сборов.
Люка Дебарг отмечает 35-летие
23 октября день рождения отмечает Люка Дебарг. Французскому пианисту, получившему мировое признание после выступления на XV Международном конкурсе имени Чайковского, исполняется 35 лет.
Российская певица Самира Галимова вышла в финал Operalia
Певица Приморской сцены Мариинского театра Самира Галимова вышла в финал международного конкурса Operalia в Болгарии, причём сразу в двух категориях — «опера» и «сарсуэла».