
В фойе Espoo Cultural Centre висит забавное фото: музыканты в свитерах с оленями репетируют в школьном спортзале. Это снимок 1988 года, сделанный за год до переезда оркестра в нынешнюю резиденцию — культурный центр в районе Тапиола, спроектированный архитектором Арто Сипиненом. Сегодня зал Tapiolasali с его 800 местами и безупречной акустикой — дом для Tapiola Sinfonietta, но путь к этому начался с куда более скромных условий.
1987 год. Шестнадцать молодых музыкантов со всей Финляндии проводят первую репетицию. Их цель — создать оркестр, который будет отличаться от Хельсинкского филармонического. Уже через год критики отмечают «юношеский блеск» их звучания, особенно в Моцарте. Тогда же рождается традиция: раз в месяц играть без дирижёра, полагаясь только на взаимное чувство ансамбля.
1991 год. Оркестр меняет название с «Городского оркестра Эспоо» на Tapiola Sinfonietta и записывает первый коммерческий альбом. Район Тапиола, «владения бога лесов» из «Калевалы», становится символом гармонии между урбанизмом и природой. Архитекторы проектируют культурный центр так, чтобы из окон репетиционных залов были видны сосны.
2025 год. Оркестр под руководством трио музыкантов, включая гитариста Марци Нимана, возвращается с гастролей по Японии. Их последний альбом с концертами Моцарта получает премию Diapason d’Or, международная критика пишет о «шелковистом звучании струнных и выразительных духовых», а иммерсивный проект «Лесные голоса» соединяет музыку Сибелиуса со звуками тайги. Для коллектива, где половина музыкантов играет вместе с 1980-х, это привычный эксперимент.
Главная особенность Tapiola Sinfonietta — отсутствие главного дирижёра. С 2000 года художественные решения принимает совет из генерального менеджера и двух избранных оркестрантов. В 1993-м француз Жан-Жак Канторов привносит интернациональный лоск, а до него финны Йорма Панула и Осмо Вянскя закладывают традиции. Но истинный дух коллектива — камерное равенство, где концертмейстер скрипки и последний пульт альтов имеют равный голос.
В 2024 году оркестр повторяет программу из дебютного концерта 1988 года — те же произведения Моцарта и Сибелиуса, но теперь в Espoo Cultural Centre, в зале с акустикой, которую сравнивают с венским Музикферайном. На фото из фойе — те самые свитера с оленями, сохранённые в архиве. Как сказал на юбилейном концерте виолончелист Тапио Вирккала: «Мы всё те же мальчишки из спортзала, просто теперь у нас есть галстуки».
———
Название «Тапиола» отсылает к:
— Мифологическому богу лесов Тапио
— Району-городу-саду, построенному в 1950-х
———
Название «Тапиола» отсылает к:
— Мифологическому богу лесов Тапио
— Району-городу-саду, построенному в 1950-х
Espoo Cultural Centre — основная площадка оркестра с 1989 года, включающая:
— Зал Tapiolasali на 800 мест
— Библиотеку Тапиолы
— Музыкальный институт Эспоо
— Зал Tapiolasali на 800 мест
— Библиотеку Тапиолы
— Музыкальный институт Эспоо